Homo Argenteus. Сознательная история

Русский либеральный менталитет

Русский либеральный менталитет

В последнее время у автора стало часто получаться «забрасывать идеи в мир», автор уже писал об этом. Вот и на этот раз, стоило нам с Вами, уважаемый читатель, поднять разговор о мировоззрении и идеологии, аналитики тут же отозвались. Пример — статья Н. Старикова «Природная идеология русских» (источник: https://nstarikov.ru/club/103145). «Давеча у Соловьева в очередной раз пытались обсуждать национальную идею России. Дело, конечно, полезное. Но зря они для этого приглашают демагогов типа Станкевича и либералов типа Штейнман. Такие как Станкевич в жизни своей ни одной оригинальной мысли не породили, повторяя чужие шаблоны и догмы. А такие как Штейнман, во-первых, глубоко чужды русской ментальности, истории и культуре, а во-вторых, просто работают деконструкторами. Мой опыт ведения переговоров и коллективного творчества показывает, что есть два типа участников — одни стремятся решить поставленную задачу, вносят предложения, креативят, идут на компромиссы, стремятся сделать компиляцию из предложений участников. А другие только обгаживают все предложения и стремятся всех рассорить — их я и называю деконструкторами. Так вот пани Штейнман как раз из этих. Но я вообще не о них. Товарищ Матвейчев сформулировал прекрасную и глубокую мысль, что русская ментальность сформирована специфическим русским бытием. Когда столетиями 90% времени нашим предкам приходилось отбиваться от различных вторжений и набегов. И любой мог быть в любой момент убит, взят в плен, угнан в рабство и так далее. Я тоже всегда говорю, что если есть натурфилософия, то должны быть и натурэкономика и натуридеология. Поэтому в своих статьях пишу, что для российских климата, просторов и природных условий подходит комбинатный принцип организации производства, плановая экономика и госкапитализм (почему именно это — я уже обосновывал в более ранних публикациях). С идеологией примерно то же самое. За последнюю тысячу лет Россия (во всех своих ипостасях) почти непрерывно воевала. И подавляющее большинство этих войн были оборонительными — или против кочевников с востока и юга, или против различных «цивилизаторов» с севера и запада. Поэтому если вы хотите природную идеологию русских, то вот она:

  1. «Осажденная крепость». Немцы (не мы) хотят отобрать наши ресурсы. Всегда так было, и что-то нет особых оснований думать, что хотя бы что-то изменилось. Хотят ли русские войны? Нет, не хотят. И не любят воевать. Но умеют это делать. И относятся как к чистке туалетов или выведению тараканов — делать это неприятно, но иногда нужно. А если что-то делаешь, то делай это на совесть. Что табуретку, что войну.
  2. «Нет чужих». Все свои. Потому что сегодня ты заботишься о том беспризорнике, потому что его отец погиб, защищая Хартланд (детинец — самое охраняемое место). А завтра соседи точно также будут заботиться о твоём сыне, когда тебя убьют. Именно поэтому автоматически социальное государство. Причем при любом строе. Потому что «рес публика», общее дело.
  3. «Любой может стать своим». Для этого достаточно поднять оружие и стать рядом. Казанские татары, которые помогали освобождать Москву от поляков в начале семнадцатого века, мгновенно стали русскими. Князь Багратиот — русский. Барклай-де-Толли — русский. Бато Дошидоржиев — русский. Магомед Нурбагандов — русский.
  4. «Сильная центральная власть». Последняя тысяча лет регулярно доказывала, что как только центральная власть слабеет — наступает Смута, жди захватчиков, голода и большой крови. Поэтому все попытки внедрять в России «парламентскую республику» и «децентрализацию» изначально воспринимаются исключительно как вражеские происки. Так что да, русские природные этатисты, государственники.
  5. «Готовность к авралу». Короткое лето, за которое нужно успеть заготовить припасы на долгую зиму, приучило поколения русских к ударному труду. Если не сделаешь — сдохнешь. С другой стороны, это же (длинная зима) породила своеобразную леность и неторопливость без особой нужды (а вдруг завтра война, а я усталый).
  6. «Вольница». Практически всю историю у России был фронтир, куда можно было сбежать в случае несправедливости. Или в леса, или на границу. Поэтому сочетание нужды и свободы породило особенное отношение русских к власти, которое иностранцы (да и большая часть так называемой интеллигенции) не понимает: Русский готов подчиняться, пока это «для общего блага». Пока приказы воспринимаются, как оправданные и справедливые. Он даже готов умереть, если «надо». Но это — не «рабство» и не покорность, а осознание необходимости. Русские терпели и даже уважали дворянство, пока оно служило. А когда оно перестало служить и стало бесполезным — терпеть и уважать перестали. Поэтому любая власть в России всегда должна доказывать, что она полезна и справедлива. Именно это, а не «помазание» или «соблюдение демократических процедур» делает любую власть легитимной.
  7. «У России нет границ». Любая граница для русского — это источник угрозы, откуда может прийти набег или вторжение. Поэтому естественное стремление — отодвинуть границы как можно дальше. Это не жадность или экспансионизм, не стремление грабить (как у англосаксов) — это витальная потребность в безопасности. Как ни парадоксально на первый взгляд, появление ракет высокой дальности подсознательно вынуждает русских стремиться к расширению своих границ — чтобы враг не смог достать до Хартланда, до детинца. Опять же, вопрос Курил так беспокоит часть граждан не потому, что кто-то там собирается жить или вообще кому-то нужны эти скалы, а просто их возможная передача откроет уязвимость в обороне. Поэтому никто их никому не отдаст.
  8. «Любая война должна заканчиваться во вражеской столице». Или «Россия — это сокрушитель империй». Опять же, это глубоко рациональный и прагматичный подход. Любая угроза должна быть ликвидирована. Отсюда же и русское добровольчество — чем меньше несправедливости остается в мире, тем более безопасным местом он становится. Вообще, русские глубоко приземленные и рациональные люди. Ты безопасный сморчок? Тогда живи. А ты ядовитая поганка? Получи по шляпке!
  9. «Дружба и слово». Из тех же рациональных соображений безопасности русские ценят превыше всего дружбу (дружить дешевле, чем воевать) и верность договору. И поэтому так жестко нивелируют до плинтуса любых предателей. Стоит только нарушить слово — и «братушки» мгновенно становятся «ахтыжредисками». Потому что ничто так сложно завоевать и так легко потерять, как доверие. Так что я бы сформулировал настоящую триаду русских ценностей не как какое-нибудь абстрактное «Православие, самодержавие, народность», а как вполне конкретное «Справедливость, солидарность, мир». Причем каждое из слов в данной триаде содержит сразу несколько смыслов. Справедливость — это и полезность, и рациональность, и равенство возможностей. Солидарность — это сотрудничество и синергия. Мир — это и безопасность, и экологичность, и гармония. И, конечно, все это завязано на патриотизм. Потому что мы заботимся о государстве, а социальное государство заботится о нас. Вот вам и природная государственная идеология в первом приближении» (Стариков). Судя по всему, Стариков никогда не читал этого сайта, тем не менее, принципы народной идеологии (менталитета русского народа) у нас с ним получились даже не схожими, а практически одинаковыми. О чем это говорит? Да, только об одном — у нас с ним единый источник «интуитивной информации». А вот что по этому поводу думает Н. И. Козлов, доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии, основатель сайта «Психологос» в своей статье «12 черт русского менталитета, в которых вы узнаете себя». «Вообще, менталитет — это преобладающие схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне — не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения. Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше — мы обязаны их знать. Итак, давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?
  10. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут». Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей. Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» — соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также — помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.
  11. Стремление жить по правде. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации — нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего Священного Писания. За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.
  12. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы. Российское — нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.
  13. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том, что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.
  14. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет — требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие. Можно обратиться за помощью — скорее всего помогут. Нормально попрошайничать — и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим — если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается — лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность — это когда матом! Вот тогда — человеку веришь!
  15. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения. Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы. При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».
  16. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция — безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.
  17. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.
  18. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип — «не украдешь — не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту — сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта». При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.
  19. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета — любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.
  20. Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» — отсюда созависимость как норма жизни.
  21. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать. В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны. Здесь врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей — наших новых граждан» (Козлов).

А теперь давайте посмотрим, что по поводу нашего менталитета думают иностранцы, и поможет нам в этом статья Надежды Суворовой «Российский менталитет: что значит быть русским человеком?» «Что думают иностранцы о России? Иностранцы считают русский народ вычурным, так как мы одеваемся и ведем себя вульгарно и вызывающе; мы громко разговариваем, носим красивую, но неудобную и непрактичную одежду, женщины ярко красятся, мы хвастаемся успехами и указываем на неудачи других; зарубежные гости поражены русским гостеприимством, когда они думали, что у нас живут одни бандиты; зарубежные предприниматели знают, что русские любят переплачивать за качество и пользуются этим; к сожалению, в зарубежных странах до сих пор уверены, что все русские пьют; но, к счастью, даже иностранцы заметили насколько крепки в России семейные узы. Если за границей принято перестать помогать взрослым детям, а пожилых родителей отправлять в дом престарелых, то у нас это считается дикостью. Это не все занимательные факты о русском менталитете глазами зарубежных гостей. Но и их достаточно для того, чтобы понять некомпетентность в этом вопросе. Почему иностранцы не могут сказать ничего конкретного о русском человеке, кроме глупых стереотипов, навеянных Западом. Потому что наш менталитет многогранен и сложен, он имеет черты, которые, совершенно не совместимы, но прекрасно уживаются между собой. Чтобы выделить главные из них, потребовалось не одно десятилетие. Еще Гитлер положил начало этому исследованию, и не закончено оно до сих пор. По сей день мы являемся предметом изучения иностранных ученых. Делается это в благих целях и для того, чтобы найти уязвимое место, которое поможет подчинить русский народ. Почему эта кампания до сих пор не принесла успеха. Те, кто вырос на других континентах и не имеет такой истории, не поймет, что и зачем делает русский человек. Отличный склад ума и особенности мышления не дают сделать однозначные выводы и заключения.

Соборность — главная черта российского менталитета. На нас очень влияет общественное мнение, более того, мы допускаем вмешательство в нашу жизнь посторонних людей. Ни в какой другой стране не принято подходить к незнакомым людям и высказывать им свое мнение. За рубежом это считается верхом неприличия. У нас же наоборот, каждый норовит озвучить свое мнение и даже навязать его окружающим. Почему так происходит. Русский человек отличается простотой и добродушием и укоряет прохожих, соседей или знакомых не из негативных побуждений, а стараясь исправить ситуацию, повлиять на него своими советами. Точно так же к вам могут подойти и подсказать, что вы испачкали юбку или обронили платок. Кстати, за границей это тоже не принято. Люди пройдут мимо и ничего вам не скажут. В генах русского человека заложено добиваться правды в любой ситуации. Эта черта менталитета преследует нас со времен Древней Руси. Тогда правдой называли свод законов, основанных, в большинстве, на Священном писании. С тех пор выражение «вершить право» и «правосудие» укоренились как единственно верные способы решения конфликта. Другая яркая черта менталитета русского народа — следование чувствам. Чтобы добиться правды и справедливости разжигались восстания, свержения правителей, творился самосуд. Люди знали, что шли против логики и разума, что им грозит гибель, но не могли отказаться от своей идеи. Многие исторические события привели к тому, что русский народ приобрел еще одно качество — отсутствие дисциплины. Мы не любим, когда нами управляют и командуют, не верим правительству и думаем, что знаем больше, чем те, кто во главе страны. Так сложилось, что у нас отсутствует рациональность, мы считаем, что если искать личную выгоду в каком-то предприятии — это признак корыстности. Может, поэтому Россия помогает всем, кроме самих себя. Русский человек часто недооценивает свои способности. Поэтому в стране много подавленных и потерянных личностей. Эта черта менталитета сложилась в связи с тем, что мы любим искренность и высказываем друг другу все, что на душе. Если в других странах принято быть вежливым и до последнего сохранять спокойствие в любой ситуации, то русский человек выскажет все как есть, даже если вы просто наступили кому-то на ногу. Мы не улыбаемся незнакомым людям, как принято на Западе. В России это признак недалекого ума. Но это не мешает нам быть добродушными и чувствительными людьми. Если попросить незнакомого человека о помощи, то он непременно это сделает.

Мы не остаемся равнодушными к тем, кому плохо, нам жалко больных людей, бездомных животных и всех тех, кто слабее нас. Мы помогаем, даже если нас об этом не просят. Не для того, чтобы получить благодарность, а просто так. Несмотря на то, что большинство жителей нашей страны живут неблагополучно, нас мало интересуют материальные вопросы. В компании друзей любой разговор рано или поздно приобретает черты вселенского масштаба. А как русский человек любит поумничать и поспорить. Доказать собеседнику свою правоту, добиться его согласия с вашими словами — это черта русского характера. Любой разговор плавно перетекает в спор, который закончится только тогда, когда один из участников сдастся другому. Это происходит, потому что мы любим правду. На чьей она стороне, тот и сильнее. Русские не любят проигрывать в споре, поэтому часто, чтобы доказать свою правоту, начинают громко и грозно разговаривать. Если иностранец может воспринять это как грубость и невоспитанность, то для русского — это демонстрация своей правоты и нежелания уступать. Мы часто ругаемся, но такое общение не несет негатива, на следующий день два вчерашних противника могут стать лучшими друзьями. Наоборот, когда кто-то может отстоять свое мнение, люди проникаются к нему уважением и симпатией. Русские люди верят в чудеса. И виноваты в этой черте характера русского человека религиозное прошлое и культурное наследие в виде народных сказок. Нас с детства учат, что нужно делать добро и тогда оно вознаградиться, что все будет хорошо и все мечты сбудутся. И даже став взрослыми, мы продолжаем в это верить. Вспомните, как героям русских народных сказок везло. Один лежал на печи 30 лет, другой был младшим и бесполезным сынком. Но появлялись волшебные звери и все делали за них. И вот у Иванушки дурачка уже невеста и полцарства в придачу.

У каждого из нас есть мечта, но чтобы ее осуществить мы ничего не делаем. Вместо этого ждем, когда она сбудется сама по себе. Поэтому часто наши мечты находятся за гранью возможного, мы хотим все и сразу. Ведь кто-то это сделает за нас. Мы работаем как обычно, занимаемся домашними делами и ни на грамм не приближаемся к нашей мечте день за днем. Мы лучше купим лотерейный билет, чем начнем наконец-то откладывать деньги на квартиру или машину. Мы лучше будем ждать изобретения волшебной таблетки, чем наконец-то возьмем себя в руки и похудеем. Как это ни грустно, но жители страны не заботятся о своем здоровье. Любимая фраза русских: «Само пройдет!». Доверять врачам у нас не принято, а принято использовать рецепты народной медицины. Некоторые даже рак лечат травами и волшебными аппаратами. Происходит это потому, что за такой долгий период существования страны, мы не акцентировали внимание на здоровье. Мы не образованы в этой сфере и неправильно понимаем смысл поговорки: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Любовь к праздному образу жизни приводит русских людей к нелюбви к себе и своему телу. К счастью, сегодня молодое поколение начинает интересоваться своим здоровьем, увлекается спортом, ходит в тренажерный зал для обретения красивой фигуры. Но это только начало большого пути после осознания того, что Россия катилась вниз. Еще одна сложившаяся отличительная черта русского народа — это взятки. 200 лет назад в России было принято давать чиновникам плату за услуги, но даже когда это право отменили, привычка осталась. Чиновники настолько прижились в комфортных условиях, что ни за что не хотели терять финансовых вливаний со стороны народа. Поэтому вопросы до сих пор решаются не по закону, а «по блату». Искоренить эту черту на данном историческом этапе России невозможно, так как существуют другие глобальные проблемы, но борьба уже началась и приносит успехи. Исторические события, такие как восстания, войны, блокады и постоянные смены правителей привели к неблагополучию русского народа. Это и позволило воспитать в людях выносливость, терпеливость и умение противостоять невзгодам» (Суворова).

Если покопаться в интернете еще, можно наковырять там информации о русском менталитете на целую книгу. Только вот, книга эта будет состоять сплошь из повторений. А теперь сравните вышенаписанное с авторским определением русского менталитета. Автор пошел по другому пути и решил сократить свое определение до предела. И вот что у него получилось — Справедливость, Равенство, Братство, Свобода ДЛЯ ВСЕХ без исключения. Не знаю как Вам, а автору кажется, что в этих нескольких словах отображена вся совокупность основных черт и особенностей русского характера. Ну а если сравнить их с тезисами классического либерализма — Свобода, Равенство, Братство, то получается, что русские люди — поголовно либералы. А между тем, на отечественных СМИ слово «либерал» звучит сегодня порой хуже матерного ругательства. Тот же Стариков называет «либерастку» (сторонницу неолиберализма) Штейнман — либералкой. По мнению же Karel­ja Topin (и автор разделяет это мнение), «эта надменная дама с неизменно-ехидной улыбкой на лице не так часто (слава Богу), но все-таки появляется, на политических ток-шоу Российского ТВ. Кандидат филологических наук, доцент, преподаватель Историко-архивного института РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет) Мария Александровна Штейнман за 22 года преподавательского стажа так и не смогла стать мало-мальски любимицей студентов, хотя и закончила (в 1996 году) Московский государственный педагогический институт, имея в своем багаже только 2 положительных отзыва из 20 возможных. На ток-шоу госпожа Штейнман с высокомерным пренебрежение относится к мнению собеседников, стараясь выделить свое «Я» над другими. Самовлюбленная дама учит всех и вся, отмахивается от мнения других, как от назойливых мух». Другими словами, Штейнман — чистой воды «либерастка». Как видите, русский народ и здесь проявил свой менталитет, ведь слово «либераст» (сторонник неолиберализма) придумал не автор этого сайта, а именно русские люди во всей своей совокупности. Однако многие политики и аналитики, среди которых встречаются и многоуважаемые люди, вроде Старикова, по привычке называют «либерастов» — либералами. Как говорится, «привычка — вторая натура». А зря, как мы выяснили выше! Уж, коль ты — русский человек, говори по-русски, и используй русские идиоматические выражения.

Согласно Википедии, идиоматическое выражение (фразеологизм, фразеологическая единица, идиома) — свойственное определенному языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов. Из-за того, что фразеологизм зачастую невозможно перевести дословно (теряется смысл), среди иностранцев могут возникать трудности перевода и понимания. С другой стороны, такие фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску. Часто грамматическое значение идиом не отвечает нормам современного языка, а является грамматическими архаизмами. Примерами таких выражений в русском языке будут: «остаться с носом», «бить баклуши», «дать сдачи», «валять дурака», «точка зрения», «без царя в голове», «душа в душу», «шито белыми нитками» и тому подобное. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Семантическая слитность фразеологизмов может варьировать в достаточно широких пределах: от невыводимости значения фразеологизма из составляющих его слов во фразеологических сращениях (идиомах) до фразеологических сочетаний со смыслом, вытекающим из значений, составляющих сочетания. Превращение словосочетания в устойчивую фразеологическую единицу называется лексикализацией. Различные ученые по-разному интерпретируют понятие фразеологизма и его свойств, однако наиболее последовательно выделяемыми различными учеными свойствами фразеологизма являются: Воспроизводимость. Устойчивость. Сверхсловность. Принадлежность к номинативному инвентарю языка. «Либераст» — именно такой исконно русский фразеологизм (сочетание слов «либерал» и «педераст»). И эта идиома очень точно и кратко описывает сущность неолиберализма. Так давайте «называть вещи своими именами». Русский народ в своем большинстве — это либералы, но внутри него встречаются и «либерасты» (около 2,5%). Термин «неолиберализм» придумали совсем недавно, а идиому «либераст» — еще позже, однако делению людей на «либералов» и «либерастов» уже много-много веков. И, как говорится, «так было, есть и будет».