Homo Argenteus. Сознательная история

Мир, как он есть — 5

Мир, как он есть — 5

Предлагаю поговорить здесь о пятом Общемировом Законе подобия. Человек издревле и на подсознательном уровне использует этот закон в своей жизни, и звучит он так: «Строение и свойства материи, включая сознание, подобны на всех пространственных уровнях («Как вверху, так и внизу»), что объясняет, как устроен наш мир». Главным же законом живой природы является прямое следствие Общемирового Закона подобия: «Чем лучше всем, тем лучше каждому». Этот закон обеспечивает в природе единство целей частного и общего — волка в стае, человека в социуме, отдельной клетки в организме и т.д. И главным в ней всегда является целое, а не частное — стая проживет без волка, а волк без стаи — нет. Однако и здесь человек резко отличается от всей остальной живой природы. Для обеспечения лучшей жизни на Земле отдельные человеческие сообщества придумали для себя Власть в виде различных государств, и тем самым, разрушили единство целей частного и общего, у народа преобладают одни цели, у власти — совсем другие. Любое знание приводит человека к могуществу, а могущество — скорее способ усложнить себе жизнь, чем насущная необходимость. Чем человек умней и чем больше у него знаний, тем он могущественней, но тем трудней ему, совершить тот или иной поступок. Умный человек, потому и умный, что ясно осознает, к каким последствиям может привести его поступок. Каждый человек способен на очень многое, но, к сожалению, большинство людей не желают делать совсем ничего (по сравнению со своими возможностями), им просто лениво что-то делать. Именно природная лень, а не планетарное сознание и общий язык, объединяет сегодня подавляющее большинство людей. Язык же наших слов — это совсем не то же, что язык самой действительности. Поскольку язык является одной из важнейших стихий бытия, поскольку он есть орудие познания и освоения действительности, мы должны постоянно стремиться к тому, чтобы не было разрыва между языком слов и языком действительности. Коль верной является формула «Сознание есть осознанное бытие», столь верно и то, что неверное осознание бытия есть причина всевозможных конфликтов и жертв на всех уровнях: от семейного до планетарного. Сознание человека в целом, а, следовательно, и его язык слов, определяет, прежде всего, его подсознание, напрямую зависящее от сознания нашего мироздания (языка действительности), но большинство людей, к сожалению, не умеют с ним общаться.

Второй важнейшей частью сознания человека является Вера. Вера у всех членов какого-то одного сообщества людей (эгрегора) по вопросам, определяющим сущность данного сообщества, всегда однотипна. Это обстоятельство и является главным в исполнении любых задумок, как отдельного человека, так и общности людей. Именно поэтому каждый человек в нашем мире неосознанно стремится окружать себя людьми со схожей Верой — это обязательное условие успешной жизни и самого человека, и окружающих его людей. Разум же является лишь третьей составляющей сознания. Всегда и везде старайтесь делиться с окружающими всем, что у Вас есть: материальными благами — большими и маленькими, эмоциями — положительными и отрицательными, знаниями — достоверными и не очень, а, самое главное, своими мыслями и своей Верой. В этом случае все Ваши пожелания и мысли будут доходить до Мирового сознания не только через Ваше личное подсознание, но и через подсознание окружающих Вас людей. Как видите, уважаемый читатель, пятый Общемировой Закон подобия очень важен для людей и используется ими в своей жизни с глубокой древности. Основным понятием, используемом в этом законе, являются критерии подобия. Согласно Википедии, критерий подобия — это безразмерная величина, составленная из размерных физических параметров, определяющих рассматриваемое физическое явление. Равенство всех однотипных критериев подобия для двух физических явлений и систем — необходимое и достаточное условие их физического подобия. Критерии подобия, представляющие собой отношения одноименных физических параметров системы (например, отношения длин), называются тривиальными и при установлении определяющих критериев подобия обычно не рассматриваются: равенство их для двух систем является определением физического подобия. Нетривиальные безразмерные комбинации, которые можно составить из определяющих параметров, и представляют собой критерии подобия. Например, из каждых 10 яблок 1 гнилое» — отношение количества гнилых яблок к собранным (1 яблоко)/(10 яблок) = 0,1 = 10%, и является тривиальным безразмерным числом.

Всякая новая комбинация из критериев подобия также является критерием подобия, что дает возможность в каждом конкретном случае выбрать наиболее удобные и характерные критерии. Число определяющих нетривиальных критериев подобия меньше числа определяющих физических параметров с различными размерностями на величину, равную числу определяющих параметров с независимыми размерностями. Основополагающей теоремой анализа размерностей является Пи-теорема. Теорема утверждает, что если имеется зависимость между n физическими величинами, не меняющая своего вида при изменении масштабов единиц в некотором классе систем единиц, то она эквивалентна зависимости между меньшим числом p = (n – k) безразмерных величин, где k  — наибольшее число величин с независимыми размерностями среди исходных n  величин. Пи-теорема позволяет установить общую структуру зависимости, вытекающую лишь из требования инвариантности физической зависимости при изменении масштабов единиц, даже если конкретный вид зависимости между исходными величинами неизвестен. Впервые пи-теорема была доказана Ж. Бертраном в 1878 году. Бертран рассматривал частные примеры задач из электродинамики и теории теплопроводности, однако его изложение содержит в отчетливом виде все основные идеи современного доказательства пи-теоремы, а также ясное указание на применение пи-теоремы для моделирования физических явлений. Широкую известность методика применения пи-теоремы (англ. the method of dimensions) получила благодаря работам Рэлея (первое применение пи-теоремы в общем виде к зависимости падения давления в трубопроводе от определяющих параметров относится, вероятно, к 1892 году, эвристическое доказательство с использованием разложения в степенной ряд — к 1894 году). Формальное обобщение пи-теоремы на случай произвольного числа величин было впервые сформулировано Ваши́ в 1892 году, а позже и, по-видимому, независимо — А. Федерманом, Д. Рябушинским в 1911 году и Бакингемом в 1914 году. Впоследствии пи-теорема обобщена Германом Вейлем в 1926 году.

Если известны уравнения, описывающие рассматриваемое физическое явление, то критерии подобия для этого явления можно получить, приводя уравнения к безразмерному виду путем введения некоторых характерных значений для каждого из определяющих физических параметров, входящих в систему уравнений. Тогда критерии подобия определятся как безразмерные коэффициенты, появляющиеся перед некоторыми из членов новой, безразмерной системы уравнений. Когда уравнения, описывающие физическое явление, неизвестны, критерии подобия отыскиваются при помощи анализа размерностей, определяющих физические параметры. Например, критерий подобия механического движения получается из уравнения, выражающего второй закон Ньютона, называется числом Ньютона:

N e = F ⋅ t2/m ⋅ l

где: F   — действующая на тело сила,

m   — его масса,

t   — время,

l   — характерный линейный размер.

Попробуем оценить число Ньютона для мира, окружающего человека. Сила, с которой человек действует на окружающий мир, обычно не превышает 300 н, минимальное время, которое воспринимает человек ~ 1 сек, масса среднего человека — 60 кг, характерные линейные размеры, измеряемые человеком, находятся в пределах от 1 до 10 м. Тогда N e = 300 /60 (1- 10) = (5 — 50). А теперь поинтересуемся микромиром. Силы, действующие в микромире, определим из постоянной Планка. Постоянная Планка характеризует границу между макромиром, где действуют законы механики Ньютона, и микромиром, где действуют законы квантовой механики. Макс Планк — один из основоположников квантовой механики — пришел к идеям квантования энергии, пытаясь теоретически объяснить процесс взаимодействия между электромагнитными волнами и атомами и, тем самым, разрешить проблему излучения черного тела. Он понял, что для объяснения наблюдаемого спектра излучения атомов нужно принять за данность, что атомы излучают и поглощают энергию порциями (которые ученый назвал квантами) и лишь на отдельных волновых частотах. Энергия, переносимая одним квантом, равна: E = hv, где: v — частота излучения, а h — элементарный квант действия, представляющий собой универсальную константу, получившую название постоянная Планка. По современным данным h = 6,626 ⋅ 10–34 Дж·с. Джоуль равен работе, совершаемой при перемещении точки приложения силы, равной одному ньютону, на расстояние одного метра в направлении действия силы. Из теории размерности следует, что F = h/l· t. Радиус сильного взаимодействия между кварками ~ 10-16 м, время взаимодействия 10-24 сек, отсюда F = 6,6 106 н. Массы нейтрона и протона составляют ~ 1,7 10-27кг. Кстати, отношение масс протона и электрона, равное 1836,152 673 89(17), с точностью до 0,002 % равно значению 6π5 = 1836,118. Можно, конечно, сказать, что это случайно, однако «в нашем мире нет ничего случайного», подумайте об этом. А теперь определим величину N e = F ⋅ t2/m ⋅ l  = 6,6 106 ⋅ 10-48/1,7 10-27⋅ 10-16  ~ 40. Как видите, критерий подобия механического движения в микромире такой же, как и в нашем мире. Вы, уважаемый читатель, можете сами «поиграться» с мега-миром (звездными системами и галактиками), результат будет такой же, ну, а если нет, ищите ошибку в расчетах. Свои критерии подобия существуют и в теории упругости, и в гидро- и газодинамике, в общем, их — великое множество и они существуют во всех областях знаний человека.

К сожалению, человек всегда отделял сознание от материи, и люди никогда не думали о критериях подобия сознания. И напрасно. Психика — это субъективный образ окружающего мира. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако, содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое отражение. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые, функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Человеческая психика формируется у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями — это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность; сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер. Для мозга, который реализует психическое отражение объективного мира, отражаемый мир делится на две неравные и по-разному важные части: внутреннюю среду организма и внешнюю среду его жизни. Эти существенно разные части объективного мира получают и существенно разное психическое отражение.

 

Внутренняя среда индивида отражается в его потребностях, ощущениях удовольствия — неудовольствия, в так называемом «общем чувстве». Внешняя среда отражается в чувственных образах и понятиях. Общим для этих видов психического отражения внутреннего состояния индивида является то, что они, во-первых, отражают не те раздражители, которые их вызывают, а их оценку по непосредственному переживанию вызванного ими состояния. Во-вторых, они теснейшим образом связаны с побуждениями к действиям (в направлении к определенным предметам внешней среды или от них) или к активному воздержанию от всяких действий. Существенно иначе происходит психическое отражение внешней среды. Во-первых, из всего состава этой среды в ее психическом отражении представлены лишь те объекты, их свойства и отношения, с которыми индивиду приходится считаться при физических действиях с ними. Это уже несплошная, слитная среда, а членораздельный «окружающий мир» (Я. Юкскюль). Во-вторых, эти части среды представлены в образах, содержание которых воспроизводит свойства и отношения самих вещей (а не вызываемых ими состояний индивида). Правда, в содержании образов представлены и такие свойства, как цвета, звуки, запахи и другие так называемые «чувственные качества», которые непосредственными объектами физических действий не являются; но они служат важными различительными признаками, а также сигналами других жизненно важных свойств вещей или сигналами ожидаемых предметов и событий. Ощущение — это психическое отражение свойств и состояний внешней и внутренней среды, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Свойства ощущений по Титченеру: 1. качество (модальность или субмодальность); 2. Интенсивность; 3. Протяженность; 4. Длительность. Качество ощущения отличает его от других и варьирует в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения — это ощущение высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные ощущения разделяются по цветовому фону, его насыщенности и т.п.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов. В психологических исследованиях ощущений существуют отдельные направления, изучающие субъективное отражение различных признаков объекта в рамках четырех свойств ощущения: 1) для зрения – цвета, яркости, размера, глубины, формы, движения, скорости и т.д.; 2) для слуха – громкости, высоты, тембра звука; 3) для кожной чувствительности – прикосновения, давления, температуры, боли; 4) для всех модальностей и для разных интенсивностей ощущений – их пространственные и временные характеристики. Особое место в структуре личности занимает мотивация, она и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения. Это, в частности, отражается и в многозначности определений основных понятий этой области психологии, таких, как мотив, потребность, мотивация. В отечественной литературе мотив понимается и как осознанная потребность (А.Г Ковалев, 1965), и как предмет потребности (А.Н Леонтьев, 1975), и отождествляется с потребностью (ПС Симонов, 1981). В содержании мотива можно выделить как специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так и устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, эту потребность испытывающую. По мнению С.Л Рубинштейна (1973), «свойства характера — это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях» Рубинштейн имел здесь в виду именно обобщенное содержание мотива. Мотивация не только определяет (детерминирует) деятельность человека, но и буквально пронизывает все сферы психической деятельности. Мотив остается действенным, т е участвует в мотивации поведения до тех пор, пока либо не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека. Мотивация определяется у X. Хекхаузена как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивация понимается как процесс выбора из различных возможных действий, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность.

В настоящее время уже создан «Опросник для измерения аффелятивной тенденции и чувствительности к отвержению», с помощью которого измеряют два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора называется аффелятивная тенденция) и страх отвержения (чувствительность к отвержению). Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая — 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие позитивные ожидания человека при установлении межличностного контакта, а во втором соответственно — негативные ожидания. Надежность первой шкалы равна 0,89, а второй — 0,92. Опросник для измерения мотивации достижения (РАМ) того же автора имеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости -независимости в межличностных отношениях. При конструировании теста был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения. Как мы видим, работы по созданию критериев подобия сознания все-таки проводятся. Можно отметить, например, рисуночный тест фрустрации Розенцвейга. Он имеет формы для детей и для взрослых. Стимульным материалом являются рисунки, на которых изображены различные ситуации межличностного взаимодействия. На рисунке, как правило, приводится высказывание одного из персонажей. Испытуемый должен дать ответ за другого персонажа. Оцениваются особенности поведения человека при возникновении препятствия на пути к достижению цели.

Для автора же психология является хобби, и он тоже предлагал здесь тесты по выявлению «либералов» и «либерастов». Дело в том, что в «цивилизованном» государстве дорогу во властные структуры можно (и нужно) открывать именно для «либерастов» (они больше подходят для власти). А вот в «бандитских» государствах (например, в России) дорогу во власть нужно открывать только либералам. А потому, все кандидаты во власть должны пройти подобные тесты на детекторе лжи. Если бы Путин (а его автор считает либералом) провел такой тест со своим ближайшим окружением, он бы сильно удивился результату — ему пришлось бы уволить практически всех. Что делать, «власть портит человека», и животных, кстати, тоже. Учитывая, что все нынешние государства — поголовно «бандитские» (когда власть никак не зависит от народа), это обстоятельство касается всего нашего мира. К слову сказать, психика животных, конечно же, отличается от человеческой психики, однако в их сознании тоже присутствуют и Вера, и разум. Ровно так же, как и подсознание (как и его связь с мировым сознанием, проявляющаяся в виде интуитивных знаний). А главная задача разума заключается в разбивании общей картины мира на составные части и их анализе по отдельности. Так что, и здесь мы наблюдаем полное подобие. Понятное дело, что разум человека много мощнее, чем у животного, но и только. В любом случае, мы — дальние родственники, и, кстати, сила укуса человека превышает силу укуса волка, разве только зубы у человека не такие прочные. Да и рефлексы (как условные, так и безусловные) присущи человеку. Врожденные рефлексы — это дар природы, необходимый любому малышу для выживания вне организма мамы, который помогает новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире. Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке. К основным безусловным рефлексам новорожденных можно отнести: 1. Дыхательный рефлекс. Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс — раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох. 2. Сосательный рефлекс. Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска или соски, тут же появляются ритмичные сосательные движения.

3. Глотательный рефлекс. Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными. 4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу. 5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля. Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением. В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению. 6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха). Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка — в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного — вытягивание губ в виде хоботка. В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы. 7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем — исчезает совсем. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга. Быстрое становление рефлекса и его угасание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. 8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского). У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее. Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона. К 3-4 месяцам этот безусловный рефлекс трансформируется в условный — ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым — развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости. 10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского). У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни. Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне. 11. Рефлекс Бабинского. Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдет. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто. 12. Пяточный рефлекс Аршавского. При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача. Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы. 13. Рефлекс охватывания Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен (одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты. 10. «Комплекс оживления», описанный Н. М. Щеловановым, возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. Он включает в себя группу реакций таких как: 1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением; 2) улыбка; 3) двигательное оживление; 4) локализация. После четырех месяцев комплекс распадается. Протекание реакций зависит от поведения взрослого. Анализ возрастной динамики показывает, что до двух месяцев ребенок одинаково реагирует и на игрушку, и на взрослого, но взрослому он чаще улыбается. После трех месяцев формируется двигательное оживление на увиденный предмет. В первом полугодии ребенок не различает положительного и отрицательного воздействий. У ребенка возникает потребность во внимании, появляются экспрессивно-мимические средства общения. Чем внимательнее взрослый к ребенку, тем раньше он начинает выделять себя из окружающего мира, что является основой его самосознания и самооценки. К концу первого полугодия ребенок проявляет богатую палитру эмоций. Акт хватания в пять месяцев уже сформирован. Благодаря взрослому ребенок выделяет целостный предмет и формирует сенсорно-моторный акт. Интерес к действиям и предметам — свидетельство нового этапа развития. Во втором полугодии жизни ведущим становится манипулятивное действие (бросание, щипание, кусание). К концу года ребенок осваивает свойства предметов. В 7–8 месяцев ребенок должен бросать, трогать предметы, активно вести себя. Общение является ситуативно-деловым. Меняется отношение к взрослым, преобладает негативная реакция на замечания. Эмоции становятся ярче, различаются в зависимости от ситуации.

Развитие моторики младенца подчиняется определенной схеме: движения совершенствуются от крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала это происходит с ручками и верхней половиной тела, затем — с ножками и нижней частью тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя они обе связаны. Этот возрастной этап является подготовительным к речевому развитию и называется довербальным периодом. Если Вы сравните эти безусловные рефлексы человеческих детенышей и детенышей животных, то обязательно найдете очень много общего. А главное в этом общем — наличие достаточно большого объема интуитивных знаний, особенно у детенышей животных. Согласно Википедии, интуиция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — способность, свойство человека понимать, формировать и проникать в смысл событий, ситуаций, объектов посредством инсайта, озарения, одномоментного подсознательного вывода, основанного на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутье», проницательность. Стремление различать два вида, или метода, познания — интуитивное и логическое — появилось еще в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности (без рассуждений) их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове επιβολή. Термины для обозначения двух видов познания появились у Филона Александрийского, а затем у Плотина, различавшего επιβολή (непосредственное, мгновенное постижение (узрение, озарение)) и διεξοδικός λόγος (последовательное, дискурсивное познание, с помощью логических умозаключений). Перевод понятия επιβολή на латинский язык словом «intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», «проникать взглядом» (зрением), «мгновенно постигать») был сделан в V веке Боэцием. В XIII веке немецкий монах Вильгельм из Мербеке (1215-1286) повторил перевод Боэция, и понятие «интуиция» стало частью западноевропейской философской терминологии.

В истории философии понятие интуиции имело разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…». Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание. Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.). Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд). В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчеркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления. Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального. Другими словами, философы — они и есть философы — слишком много слов и мало толку. По мнению же автора, интуиция — это результат процесса постоянного подсознательного общения человека с Мировым сознанием (с единым пси-полем Земли).