Homo Argenteus. Сознательная история

Мир, как он есть — 10

Мир, как он есть — 10

Нам осталось сделать последний шаг и обрисовать здесь последний закон из круга восемнадцати Общемировых Законов — закона демократии. А что такое демократия? Согласно Википедии, демократия (др.-греч. δημοκρατία «народовла́стие» от δῆμος «народ» + κράτος «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужается до политического режима, в котором выполнено одно из следующих условий:

1.Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путем честных и состязательных выборов;

2.Народ является единственно легитимным источником власти;

3.Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др. Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют свое право принятия политических решений непосредственно, за счет достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путем делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учетом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия. Одной из основных целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделенных высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путем гарантий определенных личных или групповых свобод. С другой стороны, левые движения, видные экономисты, а также такие представители западной политической элиты как экс-президент США Барак Обама, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард утверждают, что реализация права принятия политических решений, влияние рядовых граждан на политику страны невозможно без обеспечения социальных прав, равенства возможностей и низкого уровня социально-экономического неравенства.

Ряд авторитарных режимов имел внешние признаки демократического правления, однако в них властью обладала только одна партия, а проводимая политика не зависела от предпочтений избирателей. На протяжении последней четверти века мир характеризовался тенденцией распространения демократии. К числу сравнительно новых стоящих перед ней проблем относятся сепаратизм, терроризм, миграция населения, рост социального неравенства. Международные организации, такие как ООН, ОБСЕ и ЕС, полагают, что контроль над внутренними делами государства, включая вопросы демократии и соблюдения прав человека, частично должен быть в сфере влияния международного сообщества. Как видите, уважаемый читатель, человек — очень противоречивое существо (из-за наличия в его сознании и логики, и интуитивных знаний), и зачастую путает термины и их определения. Именно так случилось и с демократией. Главной задачей демократии является КОНТРОЛЬ НАД ВЛАСТЬЮ (для выполнения этой властью целей, поставленных перед ней народом). Другими словами, народу нужна не сама власть, а контроль над ней. А демократия, как мы выяснили выше, — это народовластие. Таким образом, демократия народу совсем не нужна. С помощью СМИ слово «демократия» в современном мире окрашено эмоционально положительно, а ведь было так далеко не всегда. Вспомним, например, Пушкина, который описывал демократию такими словами: «отвратительный цинизм», «жестокие предрассудки» и «нетерпимое тиранство демократии». А вот как о демократии отзывался Морис Палеолог: «Демократия…не нарушая своих принципов… может сочетать в себе все виды гнета политического, религиозного, социального. Но при демократическом строе деспотизм становится неуловимым, так как он распыляется по различным учреждениям… Люди обыкновенно привыкают к этому злу и подчиняются». От «собак Павлова» требуется лишь одно — вера «в бирки», в стоящую за их эмоциональным восприятием «объективную реальность», реальна она или нет. При наличии такой веры (а она у людей действительно наличествует) любые сценарии спектакля, задуманного правителями и озвученного журналистами, будут восприниматься сообществами людей на полном серьезе. Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что демократии в современном мире с каждым прожитым годом становится все больше и больше, а контроля над властью все меньше и меньше. А стало быть, свою главную задачу демократия не исполняет, да и не может исполнить в принципе.

Дело в том, что коллективный способ управления очень неэффективный способ. Именно по этой причине все армии мира управляются авторитарно, в противном случае, они не смогут победить ни в едином сражении (из-за отсутствия нормальной управляемости). «Коллективные посиделки» хороши для контроля за чем-нибудь, но абсолютно не годятся для централизованного управления. Эффективной может быть только авторитарная власть. Однако для того, чтобы цели власти и народа совпадали, иерархия такой власти должна включать в себя ряд местных народных фильтров (Советов народных депутатов) для осуществления контроля прохождения управляющего сигнала и его изменения при необходимости (смотри главу «Мир, как он есть — 7»). Именно так и осуществляется управление в «живой природе». Самым же лучшим общественным устройством является анархия — свободное негосударственное сообщество людей, основанное на равенстве их прав. В отличие от любого государственного строя, анархия регулируется свободным договором, а не насильственным принуждением. Анархия дословно означает «безвластие», отсутствие власти. В отличие от анархии все современные государства нашего мира опираются на власть — способность и возможность какого-то субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение других субъектов в своих собственных интересах или в интересах каких-то других лиц. Власть всегда базируется на силе, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Анархизм определяет следующие необходимые принципы: Свобода — это способность и возможность осуществить свою волю. Свобода предполагает инициативу (побуждение к действию) и ответственность (обязанность отвечать) за свои действия и их последствия. Равенство — равноценность (одинаковая ценность), равноправие (одинаковые права) всех людей. Суть этого понятия не в том, что все люди одинаковы, равны по своим качествам, а в том, что все они воплощают один и тот же принцип человечности. Равенство означает, что все мы, каждый из нас есть человек, и имеет такие же права, как и все остальные. Сотрудничество — добровольное объединение личных способностей разных людей для достижения какой-то общей цели. Наибольшей эффективности общественный труд достигает только тогда, когда в нем присутствует личная заинтересованность каждого участника. Главное отличие анархизма от других систем лежит в отказе от власти как инструмента организации общества». К величайшему сожалению, анархия, так же как и коммунизм, является лишь красивой Утопией, построить анархическое общество невозможно, по крайне мере, сегодня.

Демократия берет свое начало в Древней Греции и Древнем Риме, традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время. В античных городах-государствах верховной законодательной, исполнительной и судебной властью обладало собрание, включающее в себя всех граждан. Это было возможно потому, что население этих городов редко превышало 10 000 человек, а женщины, неграждане и рабы не имели политических прав. Граждане имели право занимать различные исполнительные и судебные должности, некоторые из которых были выборными, а другие назначались по жребию. С падением Римской республики, институты античной демократии прекратили существование. При этом уже в античности народовластие было предметом философских размышлений. Следует иметь в виду, что в термин «демократия» мог вкладываться смысл, который сильно отличался от современного значения этого слова. Так, по Платону, демократия — это власть завистливых бедняков. В восьмой книге «Государства» он утверждал, что избыточная демократия неминуемо влечет за собой тиранию. Схожим образом, Аристотель называл демократией правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно данного большинства. Он считал такое правление искажением идеальной формы народовластия, политии (республики, согласно переводу Цицерона). В средневековой Европе ключевую роль в зарождении принципов демократического правления сыграли концепции религиозного, естественного и обычного права как ограничений произвола власти. Большое значение имело распространение практики, когда монархи стремились получить одобрение своих распоряжений со стороны различных сословий. Съезды представителей этих сословий были прообразами современных законодательных собраний.

Эпоха просвещения, Американская и Французская революции стимулировали интеллектуальное и общественное развитие, в особенности развитие представлений о гражданских правах и политическом равенстве. Начиная с XIX века, собрания депутатов, избранных на свободных выборах, стали центральными институтами демократического правления. Во многих странах демократия также стала включать состязательность избирательного процесса, свободу слова и верховенство права. В странах с коммунистическими режимами провозглашалась идея народовластия, в структуру которого входили классовое единство и преимущественно государственная собственность на средства производства. До XX века демократия предполагала, что полноправным гражданством обладает меньшинство населения по критерию имущественного ценза, расовых, гендерных и национальных признаков, в то время как остальные были фактически исключены из процесса принятия политических решений. В Великобритании и США конца XVIII века правом голоса были наделены всего 2-5 % жителей, в Великобритании, родине современной демократии, женщины были допущены к голосованию наравне с мужчинами только в 1928 г., отменено множественное голосование (когда один избиратель имел несколько голосов) в 1948 г., а в США имущественный ценз был окончательно отменен в 1964 г.; всеобщее избирательное право существует в развитых демократиях немногим больше 40 лет. К началу XXI века всеобщность выборов получила мировое признание как один из важнейших критериев демократии. На сегодняшний день число функционирующих демократических режимов в мире является самым большим за всю историю. По мнению ряда политологов, на рубеже XXI века демократические институты в более трети стран мира были сравнимы с институтами старейших демократий. Несмотря на тенденцию распространения демократии в мире, она по-прежнему является предметом дискуссий. Обсуждения ведутся вокруг полноправного гражданства, процедур демократического представительства, необходимых условий для демократии, допустимых пределов демократической политики, защиты этнических и культурных меньшинств, распространения демократических принципов на различные общественные организации и социальные группы, методологии демократизации.

К актуальным вызовам демократическим режимам относятся социальное неравенство, терроризм, миграция населения, сепаратизм. Международные организации (такие как ООН, ОБСЕ, ЕС и др.) предполагают частичное ограничение суверенитета стран-участников, чтобы международное сообщество могло оказывать влияние на проводимую отдельными государствами политику, главным образом, в сфере защиты прав человека. В то же время у самих этих организаций сравнительно мало демократических институтов. Согласно Роберту Далю, идея демократии предполагает наличие некоторого общества (демоса), где каждый член одинаково компетентен для участия в управлении этим обществом, обладает необходимыми знаниями о том, какой политический выбор позволяет ему защитить свои интересы наилучшим образом. Принятие политических решений в соответствии с данным принципом требует, чтобы все члены общества имели равные и эффективные возможности сообщать свои политические взгляды другим; получать сведения из разных источников об альтернативных предложениях и об их вероятных последствиях; устанавливать, каким образом следует отбирать предложения для окончательного принятия решения; участвовать в окончательном выборе решения путем равного голосования. Перечисленные критерии описывают не только политический процесс, но и связанные с этим процессом права каждого члена общества. В частности, демократическое государство должно обеспечивать защиту личных свобод хотя бы в той степени, которая необходима для открытости и состязательности избирательного процесса. Наиболее важными являются право участвовать в голосовании, свобода голосования, право выставлять свою кандидатуру на выборах, свобода выражать свои политические взгляды в СМИ, свобода создавать политические группы и право участвовать в их деятельности. Один из фундаментальных вопросов демократической модели заключается в определении круга лиц, на которых распространяется политическое равенство (то есть, демоса). Если речь идет о государстве, где все полноправные граждане обладают равными возможностями в управлении страной, это вопрос о гражданстве. Согласно современным взглядам, все или почти все взрослые жители, на которых распространяется власть демократического государства, должны быть полноправными гражданами.

Сравнение подходов к реализации демократии в разных странах показывает, что каждый из них по-своему уникален. Вместе с тем, возможно провести различные классификации: по доминирующей ветви власти, по региональной иерархии власти, по числу партий и т. д. Дальнейшее обобщение позволяет выявить базовые политические институты, необходимые (хотя, возможно, недостаточные) для достижения идеальной демократии. Практическая реализация демократии зависит от множества обстоятельств, в особенности от численности населения и размера территории. По сравнению с крупными административными единицами, небольшие единицы более однородны по составу и предоставляют лучшие возможности для непосредственного участия в политической жизни. В компактных сообществах возможно организовать эффективные дискуссии и предоставить широкие возможности для граждан оказывать влияние на проводимую политику. Поэтому меньшим по размеру структурам проще удовлетворить критериям демократии. В то же время с уменьшением размера понижается реальный объем власти и возможностей для решения проблем, в особенности по вопросам обороны и экономики. Один из путей решения данного противоречия лежит в разделении сфер влияния между административными и общественными единицами различных уровней, в частности, путем наделения городов и регионов автономией. Наиболее распространенный метод заключается в использовании в крупных единицах представительных форм правления. Между политическими институтами в разных демократических странах имеются значительные различия. Ниже перечислены основные типы демократических систем. 1. Парламентская демократия. Правительство назначается законодательным органом власти. Правительство и его глава (премьер-министр) также могут быть подотчетны церемониальному главе государства (монарху, президенту или специальному органу). В парламентской республике глава государства периодически избирается парламентом, или эту должность совмещает председатель правительства. 2. Президентская республика. Президент выбирается народом напрямую и является главой исполнительной власти. Существуют также смешанные системы. А теперь пару слов о делении демократии по другим признакам. Унитарное государство. Политическая власть сосредоточена в руках центрального правительства, которое определяет объемы властных полномочий региональных органов власти. Федерация. Согласно конституции, власть поделена между центральным правительством и относительно автономными региональными правительствами. Ну и хватит на этом.

Жан Бодрийяр полагает, что современное демократическое общество — это общество потребления, общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура, ни какие-либо подлинные ценности, где смысл человеческой жизни сводится ко все возрастающему потреблению как оправданию роста капиталистической экономики любой ценой. С точки зрения Бодрийяра, демократия, демократические ценности посредством глобализации превращаются в стандартизированный обезличенный продукт, разновидность товара, который продается другим культурам в упаковке абсолютного добра как универсальное средство решения всех проблем, что вызывает у тех, кому насильно навязывается этот товар, различные формы отторжения. Некоторые исследователи утверждают, что продвижение демократии в мире есть одно из следствий глобализации мировой экономики, что приводит также к усилению международной конкуренции, миграционным потокам и уменьшению социальных прав трудящихся в развитых странах. С точки зрения Ноама Хомского, контроль над СМИ в интересах узкой группы лиц в современном обществе делает возможным манипуляцию массовым сознанием, когда массе внушается то или иное представление или мнение, которое она воспринимает как свое собственное и создается иллюзия народного волеизъявления на основе демократических процедур. В современной теории демократии есть три основных направления: феноменологическое, объяснительное и нормативное. Феноменологическая теория описывает и классифицирует существующие демократические системы. Объяснительная теория пытается установить, чьи предпочтения играют роль при демократии, какими должны быть процедуры принятия решений, как избежать нежелательных последствий. Предметом нормативной теории является этическая сторона народовластия: когда и почему демократия желательна с точки зрения морали, какие принципы должны быть фундаментом демократических институтов, каковы разумные ожидания от граждан в демократическом обществе.

Давайте попробуем проанализировать демократию именно с этих точек зрения. Итак, с точки зрения феноменологической теории идеальной демократии в современном мире просто не существует, да и вряд ли она вообще достижима. Чтобы хоть как-то к ней приблизиться, необходимо поставить на пути следования управляющего сигнала ряд местных (народных) фильтров, которые вправе либо вообще не пропустить сигнал к исполнению, либо видоизменить его (по договоренности с центральной властью). Однако эти фильтры необходимо постоянно менять (чтобы они всегда оставались народными). И тут возникает противоречие — с одной стороны, необходимо постоянно менять фильтры (власть портит человека), а с другой, они должны быть постоянно работоспособны. Разрешить это противоречие возможно только через компромисс. Необходимо принудить Советы народных депутатов к ежегодной замене их состава (не менее 10%) за счет персонала нижестоящих Советов. Только так можно достичь и постоянной преемственности в работе, и их постоянного обновления. А в самом низу пирамиды власти (на муниципальном уровне) ежегодно проводить выборы нужного количества новых депутатов. Вторым обязательным условием «идеальной демократии» является полное отречение государства от выборной системы. Выборная система должна быть передана в руки какого-то третьего игрока (не власти, и не народа), обладающего источниками собственного финансирования, например, Церкви. А народ должен иметь право, увольнять любых выборных чиновников из власти в любое нужное для народа время. При этом все три игрока, хоть и зависят друг от друга, но являются самостоятельными в своих сферах влияния (на своей территории). Все это — обязательные требования объяснительной теории демократии. В этом случае, становится не нужной, и нормативная теория демократии. А теперь попробуем сформулировать сам закон демократии. «Демократия — это не власть народа, а, прежде всего, самоуправление на местах и контроль народа над властью. И в таком понимании данного термина демократия нужна любой власти без исключения. В отсутствие подобной демократии любая власть любой политической формации рано или поздно становится «бандитской» властью — властью самой власти над народом (меньшинства над большинством). А власть меньшинства над большинством, опять-таки, рано или поздно, но всегда, — заканчивается революцией и гибелью государства. А стало быть, демократия — обязательное условие устойчивости любой власти».

Чтобы сформулировать идеал народовластия, необходимо ответить на ряд принципиальных вопросов: — Лучше или хуже демократия других форм правления? — Что из себя представляет объединение или территориальная единица, в которой учреждается демократия? — Какие члены этого объединения имеют право участвовать в процессе принятия решений, то есть, являются полноправными гражданами? — Какой политический механизм используют граждане для управления? — Если среди граждан нет единодушия по поводу какого-либо вопроса, чье мнение играет решающую роль? — Если это мнение большинства, то, как определить это большинство? — Что необходимо для стабильности демократической системы? Все эти вопросы допускают широкий спектр ответов. Например, большинство может рассчитываться на основе полного числа граждан, числа принявших участие в голосовании, числа представителей от более мелких объединений или территориальных единиц и т. д. На протяжении истории стандарты демократии претерпевали значительные изменения. Изменились они по сравнению с нынешними стандартами, и в авторской трактовке. Итак, начнем с самого начала. Территориальная демократическая единица, но мнению автора, — это муниципалитет, то есть территория, на которой проживает не менее десяти и не более двадцати тысяч жителей (любого возраста). Если на этой территории работают какие-то предприятия (организации), то их принадлежность определяется принадлежностью самого предприятия, например, предприятие — муниципальное, значит, и его территория — муниципальная. Предприятие — региональное, значит, и его территория — региональная и т.д. Ну а природные богатства и недра на любой территории принадлежат исключительно государству, и только оно имеет право использовать их на собственные нужды или передавать такое право какому-то другому юридическому лицу. Теперь другой вопрос — какие члены общества имеют право участвовать в процессе принятия решений, то есть, являются полноправными гражданами? По мнению автора, полноценными гражданами страны являются все ее жители. Голоса детей принадлежат их родителям или опекунам, так же, как и голоса недееспособных людей. Какой политический механизм используют граждане для управления? Только свои убеждения, и ничего более! Граждане имеют право участвовать в любых политических партиях, но сами партии не имеют права участвовать в выборах и представлять себя во властных структурах. Все выборы проводятся исключительно по территориальному принципу!

Если среди граждан нет единодушия по поводу какого-либо вопроса, чье мнение играет решающую роль? Решающую роль в нашем мире всегда и везде играло, играет и будет играть большинство. Обычное большинство — при решении простых вопросов, и конституционное большинство — при решении сложных вопросов. Если это мнение большинства, то, как определить это большинство? А на этот вопрос должна ответить новая Конституция страны и новые конституционные законы. Что необходимо для стабильности демократической системы? А на этот вопрос мы уже ответили — наличие во властной иерархии местных народных (либеральных) фильтров — Советов народных депутатов. Кроме того, все члены общества должны иметь равные и эффективные возможности сообщать свои политические взгляды другим. Для этого и нужны и политические партии, и различные собрания жителей того или иного муниципалитета. Получать сведения из разных источников об альтернативных предложениях и об их вероятных последствиях. Устанавливать, каким образом следует отбирать предложения для окончательного принятия решения. Все эти сведения распространяет выборная комиссия (доска объявлений или сайт местной церкви). Ну и наконец, участвовать в окончательном выборе решения путем равного голосования (при этом большая семья имеет больше голосов). На сегодняшний день для многих либеральных демократий характерно наличие следующих процедурных норм (институтов) и следование принципу верховенства права в их соблюдении:

  1. Выборные государственные должности. Современные демократии являются представительными: согласно основным законам, непосредственный контроль над принятием нормативных актов и политических решений осуществляют избранные гражданами лица.
  2. Свободные, честные и регулярно проводимые выборы, в которых имеет право участвовать каждый гражданин (как избиратель и как кандидат), в сочетании с непрерывной открытой политической конкуренцией между гражданами и их объединениями.
  3. Отзывчивость правительства. Проводимая политика зависит от результатов выборов и от предпочтений избирателей.
  4. Свобода самовыражения. Граждане обладают правом безнаказанно выражать свои мысли, в том числе, критиковать власть, политическую систему, общественно-экономический порядок и преобладающую идеологию.
  5. Доступ к альтернативным и независимым источникам информации. Граждане вправе искать и получать информацию от других граждан, из книг, СМИ и т. п. Альтернативные источники информации должны существовать, быть доступны и не подконтрольны какой-либо одной политической группе.
  6. Развитое гражданское общество, третий сектор, автономия общественных организаций и их возможность оказывать влияние на деятельность государственных институтов. Граждане вправе учреждать относительно независимые сообщества или организации, в том числе, политические партии.
  7. Всеобщий охват гражданства. Каждый постоянно проживающий в стране и подчиняющийся ее законам житель должен обладать всеми правами гражданина. Политическая система, включающая приведенные выше семь институтов, называется «полиархией». И автор этого сайта голосует двумя руками именно за «полиархию» (но обязательно с авторскими дополнениями). Вот, собственно, и все про демократию.