Homo Argenteus. Сознательная история

Поговорим за жизнь

Поговорим за жизнь

Как верно написано в предисловии к сайту, он представляет собой одну большую книгу (деление сайта на отдельные книги — чисто условное). И эту книгу можно назвать так: «За жизнь». Однако, что за штука такая — жизнь, здесь практически не объясняется. Предлагаю поговорить в этой главе как раз на эту тему. Автор этого сайта больше доверяет мнению писателей, чем ученых (последние изучают только материю, хотя используют для этого свое сознание, другими словами, пользуются прибором, устройство которого они не знают), а потому, и разговор он начнет с писателей. А точнее с мнения Макса Фрай (но так уж получилось, что Макс Фрай — один, а писателей — двое) в его самой философской книге «НАПЕРСНИКИ СИНЕЯ». Итак, начнем. «Простое ненавидит сложное, смутно подозревая, что в сложном помещается больше бессмертия. А чувство конкуренции у простого очень сильно. «Оно щас все сожрет и мне ничего не останется!» — панически вопит простое. В этот момент оно натурально готово убить. Ну и убивает, когда есть возможность». Если распространить эти термины не на частности, а на всю нашу Вселенную, то получается вот что. Простое — это хаос, а сложное — порядок. Сложное — это жизнь, а простое — ее отсутствие. Жизни всегда сопутствует уменьшение энтропии, а отсутствие жизни вызывает ее увеличение. Учитывая же, что и жизнь, и ее отсутствие — сущности локальные, а величина энтропии Вселенной постоянна, можно сделать следующий вывод — пространство нашей Вселенной примерно наполовину заполнено «живой материей». «Простое не подозревает вот о чем: бессмертие — это не вкусная питательная хряпа, которой дали одно корыто на всех, и теперь вопрос, кто протолкается поближе и урвет побольше. В отличие от хряпы, бессмертие пребывает по мере увеличения числа тех, кто может его взять». Другими словами, сложное может стать простым, а живое — мертвым, как, впрочем, и наоборот, однако обратный процесс требует энергии. «Простое ненавидит сложное, смутно подозревая, что сложное по умолчанию «лучше», причем как бы за его, простого, счет. Пока сложное больше нравится Богу, простое, выходит, нравится Ему меньше, сколько бы поклонов ни било, скольких бы грешников ни сожрало живьем, сколько бы новых прекрасных запретов ни сочинило (так примерно представляет себе этот процесс простое, я за него не ответчик)». Хочешь, не хочешь, а жизнь и ее отсутствие — антагонисты друг другу и постоянно борются между собой с переменным успехом. Именно по этой причине и энтропия Вселенной постоянна.

«Простое не понимает, что Бог — не покупатель на работорговом рынке, Он не осматривает кандидатов, не проверяет крепость их мышц, не считает число их зубов. Просто Бог есть только для тех, в кого помещается хотя бы малая часть Его, для остальных никакого Бога, извините, нет, хоть с головы до пят иконами чудотворными обложись». По мнению же автора этого сайта, Бог может управлять только «живой материей», а отсутствие жизни означает отсутствие сознания, а стало быть, и Бога. «Простое ненавидит сложное, потому что смутно, очень смутно, совершенно этого не осознавая (оно не в состоянии это сделать), подозревает, что от близости к сложному, может стать сложнее само. Просто чует, что сложность заразна. Совершенно правильно чует, вот что я вам скажу. Всякое простое может стать сложным. В каком-то смысле, оно уже таково. Сложность дремлет во всяком простом, близость другого сложного может сработать как детонатор. А может не сработать, но это означает только, что к данному экземпляру нужно подобрать другой ключ. Тоже сложный, но какой-нибудь другой». Другими словами, если где-то во Вселенной есть жизнь, то она есть и поблизости. Жизнь, действительно, заразная штука. «Простое панически боится становиться сложным. И правильно боится. Потому что вместе со сложностью в него войдет Бог — столько, сколько поместится, в том виде, в каком получится. И после этого уже не будет пути назад, в уютный мир питания, размножения, выделения и бесконечной конкуренции за повышение качества этих захватывающих процессов. Естественная (как размножение в животном мире) задача всякого сложного — усложнить окружающую реальность, насколько это возможно». Вот и получается, что жизнь (сложное) это, прежде всего, Бог (сознание), и это сложное стремится усложнить все вокруг. Как видите, уважаемый читатель, Макс Фрай ответил нам не только на вопрос — что есть жизнь, но и на вопрос — что есть Бог? Но он, как и любой другой хороший автор (и одновременно персонаж), никогда не останавливается на достигнутом, и продолжает дальше описывать окружающий нас мир «своими словами».

«Расплаты не существует. Ни для кого. Это ложная концепция. Мне кажется, она возникла и оказалась столь устойчивой потому, что дрессировать детей и животных проще всего именно в рамках системы «наказание — поощрение». Люди уже много веков используют этот нехитрый метод и думают, будто Бог (судьба, мироздание, собственное бессознательное и т.п.) тоже обращается с ними как с детьми и животными. А это, конечно, не так. Никто нас не дрессирует. Мы тут не в стойле, а в большой игре». И игра эта называется ЖИЗНЬ. «С тех пор как представители так называемой западной культуры, к которой мы все принадлежим, стали интересоваться культурой восточной, в нашем словаре появилось слово «карма», которая представляется западному сознанию аналогом наказания за грехи и поощрения за не-грехи. Поскольку массовый интерес никогда не бывает глубоким, вся многотысячелетняя философия быстренько ужалась до интернетовской шутки «плюсик в карму», которая дурна не потому, что глупа, а потому, что лишает понятие «карма» смысла. Карма — это просто причинно-следственная связь, извините, капитан Очевидность вышел покурить, я пока за него. Вместо наказаний и поощрений существуют причины и следствия. Это действительно вполне очевидно и обычно не вызывает возражений у человеческого ума. Возражения у него вызывает тот факт, что логика, действующая в поле этих причин и следствий, нам неизвестна. И не потому, что страшная тайна, просто в человеческий ум эта логика не помещается. Непостижимая она, такие дела. И непостижимая логика эта работает, причем только она и работает, нравится нам это или нет». Ну а если сказать то же самое другими словами, то получится мировой закон: «В нашем мире нет ничего случайного, и все зависит от всего». А раз так, то любой процесс в нашем мире вызывается бесконечным числом причин и вызывает бесконечное число следствий.

«Все, что можно сделать в такой интеллектуально невыносимой ситуации, — внимательно следить хотя бы за одной человеческой судьбой —  своей. И стараться не интерпретировать ее в рамках системы «наказание — поощрение», а пробовать нащупать внутреннюю логику этой конкретной игры. Очень трудно, я понимаю, Но интересно же. Я вообще не знаю, что может быть интереснее, потому что, узнавая подлинное устройство и законы функционирования микрокосмоса (себя), мы одновременно получаем информацию о макрокосмосе. То есть об устройстве Ваще Всего». И это, действительно, так, писатели это понимают лучше других, а ученые почему-то вообще не понимают (по-видимому, потому, что они материалисты по определению). «Я могу подсказать один ключ к этой головомойке, простой, но хороший: жизнь сознания — это непрерывное накопление опыта. Ясно, что любой наш поступок приносит нам дополнительный новый опыт. А любой новый опыт – это вклад в формирование, как сознания, так и личности, в которую оно упаковано. Мы непрерывно меняемся вследствие собственных поступков, вот в чем штука. И эти внутренние перемены влекут за собой перемены внешние, потому что внешний мир любого человека — это зеркало (капитан Очевидность докурил, вернулся и взялся диктовать). Иными словами, если в разгар лета облиться с головы до ног сахарным сиропом, нас немедленно облепят пчелы и другие любители сладкого. Это будет не «расплата», а просто вполне предсказуемое и естественное следствие нашего поведения. Если при этом наш предыдущий жизненный опыт приучил нас бояться насекомых и не приучил сдерживать свой страх, мы начнем визжать и дергаться. И нас тут же искусают, причем опять же не в наказание за грех рукомахания, а следуя своим естественным природным реакциям. Вот так в первом приближении выглядит действие так называемой кармы». Автор полностью согласен с Максом Фрай, и может привести такой пример из своей жизни. Он всегда учил своих учеников, как лучше наладить отношения с начальником. Для этого надо никогда не лениться и делать для начальника что-то доброе, если есть такая возможность. НО раз в два — три месяца обязательно находить какой-то повод (даже незначительный) и посылать его куда подальше. Однако и жизнь научила уже самого автора, что данный способ годится не только для начальников, но и для всех остальных окружающих людей. Просто нужно выбрать свою оптимальную для каждого частоту «посылания», и у Вас со всеми будут хорошие отношения, не важно, верите Вы в данный способ или нет. Да, Вера играет серьезную роль в жизни любого человека, серьезную, но не определяющую. Вот что по этому поводу пишет все тот же Макс Фрай. «Религиозные чувства, которые можно задеть — любым способом — ничего не стоят вообще. К этому можно добавить, что ничего не стоят вообще любые чувства, обладатель которых полагает адекватным ответом на так называемое «оскорбление» любые формы мучительства, начиная от уголовного преследования и заканчивая убийством.

Но штука на самом деле даже не в этом. А в том, что любая попытка так называемых «верующих» представить своего Бога кем-то вроде себя — то есть обозленным тупым скотом — это покушение на Богоубийство. Потому что извращение образа Божьего — это попытка уничтожения Его смысла. Понятно, что провальная, однако намерение учитывается. Даже неосознанное. Скажу больше: неосознанное — тем более. Это очень тяжелое преступление. На этом месте мне хочется сказать, что это преступление непростительно, но ничего непростительного в человеческих поступках, конечно же, нет. Не того полета птицы. И последнее, что мне хочется сказать. С этой точки зрения, сочувствие к убийцам (хотя бы частичное) — преступление, равновеликое самому убийству. Потому что согласие с убийством (и любым мучительством) на религиозной почве — ровно такой же силы вклад в извращение образа Божьего, ровно такой же ценности взнос в строительстве ада на земле, ровно такой же шаг к пропасти, имя которой — небытие. Потому что я хоть и прикидываюсь агностиком, а некоторые вещи вижу вполне ясно». Кстати, для тех, кто не знает — сторонники агностицизма считают принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Откуда автор делает вывод, что все хорошие писатели «притворяются агностиками», и, к слову сказать, смог убедиться в этом на собственном опыте. А все ученые (в свое время автор был и ученым) стараются придерживаться апатеизма (философской точки зрения, которая означает безразличное отношение к существованию или не-существованию бога/богов). А вот и доказательство данного тезиса. «С каждым годом ощущение, что жизнь только начинается, все острей. Даже если однажды окажется, что это был обман, и материальный мир со своими нелепыми законами восторжествует надо мной, я буду не в обиде, Потому что разочарование длится один миг, а очарование — все остальное время. Выгода очевидна. А самая страшная штука, какую мне доводилось читать, была в одной из последних книжек Кастанеды. Там такой эпизод: Карлос и его коллега отправляются в очередное контролируемое сновидение, им снится, что они просыпаются в незнакомой комнате, на стуле сложена какая-то одежда, за окном незнакомый пейзаж. Они встали, оделись, подошли к окну и тут пейзаж перестал казаться им незнакомым. Они вспомнили, как ложились спать в этой комнате, как снимали одежду, складывали ее на стуле. К счастью, они были вдвоем, к тому же довольно опытные люди, поэтому смогли удерживать в сознании обе версии – ту, согласно которой они спят и смотрят сон, и ту, согласно которой они здесь живут. В конце концов, отошли от окна, разделись и уснули обратно, то есть домой.

Этот эпизод показался мне страшным потому, что он был узнаваемым. Мне, во-первых, абсолютно понятно, как происходят такие штуки. А во-вторых, ослепительно ясно, что именно это произошло когда-то со мной. Только ума, воли и опыта не хватало проснуться домой. И с тех пор живу здесь, как в капкане» (Макс Фрай). А теперь давайте посмотрим, что говорят «за жизнь» ученые. Согласно Википедии, жизнь — основное понятие биологии — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с ее физической и химической формами существования.  Совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и ее деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует все многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи — генетическая информация, используемая для репликации. Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих ее от не-жизни. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако ученые в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: организацией (высокоупорядоченное строение), метаболизмом (получение энергии из окружающей среды и использование ее на поддержание и усиление своей упорядоченности), ростом (способность к развитию), адаптацией (адаптированы к своей среде), реакцией на раздражители (активное реагирование на окружающую среду), воспроизводством (все живое размножается). Информация, необходимая каждому живому организму, расщепляется в нем, содержится в хромосомах и генах, и передается от каждого индивидуума потомкам. Также можно сказать, что жизнь является характеристикой состояния организма. Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента его появления до его смерти. Существует более ста определений понятия «жизнь», и многие из них противоречат друг другу. Жизнь может определяться через такие слова как «система», «вещество», «сложность (информации)», «(само-)воспроизведение», «эволюция», и т. д. Минимальное определение, согласующееся со 123 определениями: жизнь это самовоспроизведение с изменениями (англ. Life is self-reproduction with variations).

Фридрих Энгельс дал следующее определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ, прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение молекулярной структуры. Российский ученый М. В. Волькенштейн дал новое определение понятию жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот». Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь — это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти. С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь — это процесс или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии. В. Н. Пармон дал следующее определение: «Жизнь — это фазово-обособленная форма существования функционирующих автокатализаторов, способных к химическим мутациям и претерпевших достаточно длительную эволюцию за счет естественного отбора». По Озангеру и Моровицу: «Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимое, в конечном счете, энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности». Существует и физиологическое определение жизни, данное в 1929 году А. Ф. Самойловым, которое не было великим ученым до конца исследовано: «Жизнь — это замкнутый круг рефлекторной деятельности». Разрыв данного круга в любом его месте (состояние «комы») означает резкое ограничение параметров жизни или даже отсутствие жизни. Сейчас можно несколько расширить данное понятие и указать причины, от которых зависит данный «замкнутый круг». А именно: состояние внешней среды, «власти воли» индивидуума, внутренних вегетативных начал организма, неподвластных «власти воли». Согласно официальному определению NASA, выработанному в 1994 году и применяющемуся в задачах поиска жизни во Вселенной, жизнь — «самоподдерживающаяся химическая система, способная к дарвиновской эволюции». Как видите, «сколько людей, столько и мнений». Единственное, что объединяет все представленные выше определения жизни, это — «ее стремление к сложности». Однако все ученые, давая свои определения, исходят из единой посылки о существовании в мире только белковой клеточной жизни.

Жизнь качественно превосходит другие формы существования материи в отношении многообразия и сложности химических компонентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем структурной и функциональной упорядоченности в пространстве и во времени. Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, являясь, таким образом, открытыми системами. При этом, в отличие от неживых систем, в них не происходит выравнивания энергетических разностей и перестройки структур в сторону более вероятных форм, а непрерывно происходит работа «против равновесия». На этом основаны ошибочные утверждения, что живые системы якобы не подчиняются второму закону термодинамики. Однако снижение энтропии в живых системах возможно только за счет повышения энтропии в окружающей среде (негэнтропия), так что в целом процесс повышения энтропии продолжается, что вполне согласуется с требованиями второго закона термодинамики. Другими словами, ученые утверждают, что любая жизнь делится своей энтропией с окружающей ее средой, повышая хаос вокруг себя. Но это не так, иначе бы жизнь не смогла расширяться. Посмотрите на человечество, да, многие люди «свинячат», но в любом случае, в конце концов, они убирают за собой, и постоянно расширяют область своего существования, уменьшая хаос вокруг себя. Живая система — это единство, состоящее из самоорганизующихся, самовоспроизводящихся элементов, активно взаимодействующих с окружающей средой, имеющее специфические признаки, присущие живым существам. В науке существует мнение, что система, состоящая из живых людей, как например экономическая или социальная, обладает рядом качеств, делающих ее подобной живому организму. Это живое создание со своими клетками, обменом веществ и нервной системой. В ней различные общественные институты играют роль органов, каждый из которых выполняет свою особую функцию в поддержании жизнедеятельности организма. К примеру, армия действует аналогично иммунной системе, защищая организм от вторжений извне, тогда как правительство работает подобно мозгу, принимая решения и управляя. Эта мысль была впервые озвучена еще в античности греческим философом Аристотелем. В своем развитии наука отошла от механистического взгляда на организмы. В изучении живых систем ученых привлекает многообразие процессов, с помощью которых система адаптируется к постоянно изменяющейся внешней среде.

Множество идей и методов, объединенных в области «теории сложности», привели к осознанию организмов как самоорганизующихся адаптивных систем. Процессы в таких системах децентрализованы, неопределенны и постоянно изменяются. Сложное адаптивное поведение таких систем возникает в процессе взаимодействия между отдельными автономными компонентами. Модели, в которых управление подчинено отдельному блоку, были признаны недостаточно соответствующими действительности для большинства реальных систем. Поведение — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов — характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы. Растения и бактерии тоже обладают способностью к активному, более того, упорядоченному перемещению под действием внешних факторов (таксису). Примером служат фото- и хемотаксисы бактерий, синезеленых водорослей. Высшие растения также не лишены способности к движению. Хорошо известны никтинастии растений — открывание и закрывание цветков в связи со сменой дня и ночи, фототропизмы листьев, движения растений при охоте на животных, гидро- и хемотропизмы корней. Тем не менее, поскольку механизмы движения растений носят чисто физиологический характер, нельзя говорить о наличии у них ни поведения, ни психики. В психологии движения растений относят к допсихическому уровню отражения. Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук, от психологии, этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии. Биология — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой. Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда ученые обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин «биология» был введен независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, в 1802 году Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом и Жаном Батистом Ламарком.

В биологии выделяют следующие уровни организации: — клеточный, субклеточный и молекулярный уровень: клетки содержат внутриклеточные структуры, которые строятся из молекул; — организменный и органно-тканевой уровень: у многоклеточных организмов клетки составляют ткани и органы. Органы же, в свою очередь, взаимодействуют в рамках целого организма; — популяционный уровень: особи одного и того же вида, обитающие на части ареала, образуют популяцию; — видовой уровень: свободно скрещивающиеся друг с другом особи обладающие морфологическим, физиологическим, биохимическим сходством и занимающие определенный ареал (район распространения) формируют биологический вид; — биогеоценотический и биосферный уровень: на однородном участке земной поверхности складываются биогеоценозы, которые, в свою очередь, образуют биосферу. Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология — физические и химические функции органов и тканей, этология — поведение живых существ, экология — взаимозависимость различных организмов и их среды. Передачу наследственной информации изучает генетика. Развитие организма в онтогенезе изучается биологией развития. Зарождение и историческое развитие живой природы — палеобиология и эволюционная биология. На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления, как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика. Однако объектом всех этих наук является лишь белковая клеточная жизнь. Но жизнь — понятие более широкое, чем белок и клетка на его основе. А самое главное, любая жизнь обладает сознанием, но никто из ученых его не изучает. Ведь все ученые — материалисты, по определению, «туды их в качель, болезных». Вот в этом и состоит главная загвоздка современного человечества.

Бессмертие же — это жизнь в физической или духовной форме, не прекращающаяся неопределенно (или сколь угодно) долгое время. Говоря о бессмертии в физической форме, различают условное биологическое бессмертие (отсутствие индивидуальной смерти как заключительной стадии онтогенеза) одноклеточных организмов и гипотетическое биологическое бессмертие сложноорганизованных многоклеточных живых существ, в том числе, и прежде всего — человека. Под бессмертием в духовной форме — в религиозном, философском, мистическом и эзотерическом смыслах — подразумевают вечное существование индивидуума («я», душа, монада), индивидуальной воли (палингенезия в философской системе Артура Шопенгауэра), комплекса составляющих индивидуальной личности (скандхи в феноменологии буддизма), универсального духовного субстрата (трансперсональное бессознательное в аналитической психологии Карла Густава Юнга, ноосфера в религиозно-философской концепции Пьера Тейяра де Шардена и др). Возникновение жизни, или абиогенез, — процесс превращения неживой природы в живую; в узком смысле слова под абиогенезом понимают образование органических соединений, распространенных в живой природе, вне организма без участия ферментов. Альтернативой абиогенеза в этом смысле является панспермия. Согласно современным моделям, на Земле жизнь возникла около 4,1-3,8 млрд лет назад. Древнейшие известные ископаемые строматолиты имеют возраст 3,7 миллиарда лет. В разное время относительно возникновения жизни на Земле выдвигались следующие теории: — теория самозарождения; — теория стационарного состояния жизни; — теория «первичного бульона». Теория самозараждения жизни была распространена в Древнем Китае, Вавилоне, Индии и Древнем Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Аристотель (384-322 гг. до н. э.), которого часто провозглашают основателем биологии, придерживался теории спонтанного зарождения жизни. Согласно этой гипотезе, определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворенном яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также в солнечном свете, тине и гниющем мясе. Вплоть до XIX века в научной среде существовало представление о «жизненной силе» — некой всепроникающей субстанции, заставляющей зарождаться живое из неживого (лягушек — из болота, личинок мух — из мяса, червей — из почвы и т. д.). Известный ученый Ван Гельмонт описал эксперимент, в котором он за три недели якобы создал мышей. Для этого нужны были грязная рубашка, темный шкаф и горсть пшеницы. Активным началом в процессе зарождения мыши Ван Гельмонт считал человеческий пот. В 1668 году итальянский биолог и врач Франческо Реди подошел к проблеме возникновения жизни более строго и подверг сомнению теорию спонтанного зарождения. Реди установил, что маленькие белые червячки, появляющиеся на гниющем мясе — это личинки мух. Проведя ряд экспериментов, он получил данные, подтверждающие мысль о том, что жизнь может возникнуть только из предшествующей жизни (концепция биогенеза).

Согласно теории стационарного состояния, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень незначительно. Согласно этой версии, виды также никогда не возникали, они существовали всегда, и у каждого вида есть лишь две возможности — либо изменение численности, либо вымирание. Теория стационарного состояния представляет собой только исторический или философский интерес, так как выводы этой теории противоречат научным данным. В 1924 году будущий академик Опарин опубликовал статью «Происхождение жизни», которая в 1938 году была переведена на английский и возродила интерес к теории самозарождения. Опарин предположил, что в растворах высокомолекулярных соединений могут самопроизвольно образовываться зоны повышенной концентрации, которые относительно отделены от внешней среды и могут поддерживать обмен с ней. Он назвал их коацерватные капли, или просто коацерваты. Согласно его теории, процесс, приведший к возникновению жизни на Земле, может быть разделен на три этапа: — возникновение органических веществ; — возникновение белков; — возникновение белковых тел. Условия для начала процесса формирования белковых структур установились с момента появления первичного океана (бульона). В водной среде производные углеводородов могли подвергаться сложным химическим изменениям и превращениям. В результате такого усложнения молекул могли образоваться более сложные органические вещества, а именно углеводы. Наука доказала, что в результате применения ультрафиолетовых лучей можно искусственно синтезировать не только аминокислоты, но и другие органические вещества. Согласно теории Опарина, дальнейшим шагом по пути к возникновению белковых тел могло явиться образование коацерватных капель. При определенных условиях водная оболочка органических молекул приобретала четкие границы и отделяла молекулу от окружающего раствора. Молекулы, окруженные водной оболочкой, объединялись, образуя многомолекулярные комплексы — коацерваты. Коацерватные капли также могли возникать при простом смешивании разнообразных полимеров. При этом происходила самосборка полимерных молекул в многомолекулярные образования — видимые под оптическим микроскопом капли.

Капли были способны поглощать извне вещества по типу открытых систем. При включении в коацерватные капли различных катализаторов (в том числе и ферментов) в них происходили различные реакции, в частности полимеризация поступающих из внешней среды мономеров. За счет этого капли могли увеличиваться в объеме и весе, а затем дробиться на дочерние образования. Таким образом, коацерваты могли расти, размножаться, осуществлять обмен веществ. Далее коацерватные капли подвергались естественному отбору, что обеспечило их эволюцию. Подобные взгляды также высказывал британский биолог Джон Холдейн. Теория оказалась неспособной предложить решение проблемы точного воспроизведения — внутри коацервата и в поколениях — единичных, случайно появившихся эффективных белковых структур. Однако было показано, что первые коацерваты могли образоваться самопроизвольно из липидов, синтезированных абиогенным путем, и они могли вступить в симбиоз с «живыми растворами» — колониями самовоспроизводящихся молекул РНК, среди которых были и рибозимы, катализирующие синтез липидов, а такое сообщество уже можно назвать организмом. Однако Ричард Докинз в своем «Эгоистичном гене», где он излагает геноцентрический взгляд на эволюцию, предположил, что в первичном бульоне возникли не коацерватные капли, а первые молекулы-репликаторы, способные создавать копии самих себя. Такой молекуле было достаточно возникнуть единожды и копировать себя в дальнейшем, используя органические соединения из окружающей среды (насыщенного органикой «бульона»). Сразу после появления репликатора, он стал распространять свои копии по всем морям, пока более мелкие молекулы, которые стали «строительными блоками», не стали дефицитными, что вынудило первичные репликаторы бороться за выживание друг с другом и эволюционировать. Ну а автору этого сайта по душе мнение Макса Фрая и других писателей. По крайней мере, они не пытаются навязать свое мнение всем другим людям, как это делают иные ученые.