Homo Argenteus. Сознательная история

Современная Россия как губка

Современная Россия как губка

Предлагаю Вашему вниманию статью В.Л. Авагяна «Смысл европейской колонизации — повышать уровень жизни в метрополии ценой его понижения в колонии» (источник: https://ss69100.livejournal.com/4406845.html). «20% граждан России готовы навсегда переехать в другую страну, если у них будет такая возможность, заявили в пресс-службе американского института общественного мнения Gallup 4 апреля, опубликовав результаты социологического опроса за 2018 год. Это максимальный процент желающих уехать из страны за все время опросов, начиная с 2007 года. Самый высокий показатель у молодежи в возрасте от 15 до 29 лет — 44%. В возрастной группе от 30 до 45 лет — 22%, от 45 до 60 лет — 9%. Проблема общей цифры мигрантов в том, что в этой цифре смешиваются и подлецы-предатели, и просто беглые уголовники, бегущие подальше от мест преступлений и возмездия, и несчастные, отчаявшиеся люди, в толпе которых подлецы и преступники скрываются, прячутся, смешиваясь с ней. Надо сказать, что цифры «драпунов» всегда были высоки. Лидерами для эмиграции оказались Германия (15%) и США (12%). Япония, Канада и Испания набрали по 5%. Всплеск отложенного бегства связан с рядом диких «реформ» последнего времени, пенсионной и иных. Они усилили отчаяние, ударили по надеждам, что у нас что-то меняется по сравнению с 90-ми годами… Но в целом причину надо обозначить основательно, не сводя ее к одной антипенсионной глупости власти или очередному росту цен на бензин. Чтобы понять происходящее, нужно понять общую схему, объясняющую единым образом все конкретные события по миграции. Почему люди хотят выехать из РФ? Почему они едут из Гватемалы в США, почему стремятся выбраться из Малайзии в Канаду? Почему из Польши мечтают попасть во Францию, а с Украины — в Польшу? Общая схема, объясняющая все процессы экономических миграций — это старая схема колониального мироустройства. Смысл европейской колонизации — в том, чтобы повышать уровень жизни в метрополии ценой понижения уровня жизни в колонии. Без этого колониальная система Европы потеряла бы смысл. Чтобы этот механизм работал, надо с жителей колоний брать больше, а давать им меньше. Как? Условно представим, что корпорация владеет двумя ткацкими комбинатами, в Англии и в Индии. Оба комбината вырабатывают некую ограниченную возможность оплаты труда, после вычета всех издержек и нормы прибыли владельца. Допустим, 400 условных единиц каждый.

Если бы корпорация относилась ко всем равным образом, то фонд зарплаты составил бы 400 и 400. Но путем перераспределения корпорация может увеличить «своим» землякам фонд зарплаты до 500 или даже 600 условных единиц. Как? Они же не из воздуха возьмутся? Они возьмутся из сознательной недоплаты колониальным работникам. Они выработали 400 условных единиц благ, а получают 300 или 200. Их коллеги, выполняющие тот же объем тех же самых работ, но в Лондоне — тоже выработали 400 единиц благ. Но получают 500 или 600. Конечно, схема наша чисто условна, потому что комбинатов в Англии вообще почти не осталось, там, в основном, «белые воротнички» и управленческие конторы. Но суть, думаю, понятна. Некий выработанный объем реальных благ (потенциал потребления) поступает в «общий котел», и там перераспределяется так, что житель метрополии получает больше заработанного им, за счет того, что житель колонии — получает меньше им заработанного. Эта схема работает, как часы, постоянно и неукоснительно. Дворник в Париже и дворник в Кишиневе выполняют совершенно идентичные обязанности, но сравните их заработки! А поскольку никакой принципиальной разницы в их труде нет — дворник из Кишинева мечтает стать дворником в Париже. Работа та же, привычная, зато оплата куда как выше… Естественно, речь не только о дворниках. Речь и о программистах, и о машинистах, и о сантехниках, и вообще про «всех-всех-всех». Суть очень проста: перебраться туда, где за мой труд больше платят. Труд, каким был, таким и останется — а оплата вырастет в разы… Колониальные народы кровно заинтересованы в том, чтобы перестать дотировать богатые нации метрополий. Они хотят получать свои 400 у.е., а не 200, как у них получается в глобализированной экономике наднационального перераспределения. Но колониальные метрополии столь же кровно не заинтересованы в таком исходе. Их высокий уровень жизни и базис национального согласия держится на доплатах, осуществляемых «своим» за счет обдирания колоний и полуколоний. Поэтому метрополии насаждают режимы, подобные киевской хунте, которые мешают народам закрыться от иностранных поборов, и наоборот, максимально интегрируют колониальные народы в мировую экономику, с ее «сынами» и «пасынками».

Поток мигрантов в Европу или США выступает побочным продуктом и одновременно возмездием за такую перераспределительскую политику глобализма. Заинтересованные создать у себя дома высокий уровень жизни, народы Запада максимализируют разрыв в оплате труда и занятости между «своими» и «колониальными». Чем он больше, этот разрыв — тем активнее ломятся разные арабы и негры (включая и наших, российских «белых негров») в зоны повышенного комфорта. А когда толпы мигрантов прорываются — результат ужасен для всех. Аллегорически осмыслил это положение в мире прогрессивный американский режиссер Джордж Ромеро, снявший фильм-метафору «Земля мертвых». Действие фильма разворачивается в мире, утонувшем в апокалипсисе. Повсюду бродят жуткие зомби, но один из последних укрепленных городов людей — Питтсбург. Он сверкает манящими мертвецов огнями небоскреба, очень ненадежно защищен от мертвецов заборами под высоким напряжением, стенами, баррикадами, военными патрулями и водными преградами. В центральном небоскребе «Фиддлерс Грин», где обитает элита, поддерживается высочайший уровень жизни. Для этой жизни в сверкающей роскоши за пределы Питтсбурга периодически совершаются вылазки — за оставшимися в заброшенной части города и соседних населенных пунктах продуктами и медикаментами. Конец фильма мудр и предсказуем: толпы зомби преодолевают шаткие преграды и врываются в сверкающий огнями бутиков небоскреб. По сути, Ромеро в форме аллегории показал широкому зрителю и суть, и последствия «сволачивания» всех богатств и благ мира в узкий круг «хозяев жизни». Но люди, не понимающие формул экономики, увы, не поняли и фильма Ромеро… В РФ в 90-е годы была создана (точнее, дооформлена) экономика колониального типа, экономика выкачки и почти бесплатного труда «туземцев», горбатящихся на мировые корпорации за гроши. Эта экономика плохо сочетается с политикой РФ, что создает огромную мину под В.Путиным, но мы сейчас не об этом.

Мы о мотивациях людей, мечтающих уехать из РФ, конечно же, не в Зимбабве и не в Албанию. И не в Сомали. Понятно, куда они мечтают уехать: туда, где платят больше. Такие массовые настроения — неизбежные следствия колониального типа экономики РФ и преступно-односторонне конвертированного при Е. Гайдаре рубля. Такие настроения в стране чудовищных недоплат трудящимся — и предсказуемы, и объяснимы, и неотвратимы при избранном порочном пути «экономического прислуживания» глобальной экономике. Бегло на полях опишу мою теорию оплаты труда. Она может быть двух видов: объективно-обоснованной, приобретающей характер закона, или произвольной, по прихоти хозяина. Объективно-обоснованная оплата труда базируется на том, что произведя кирпич, я должен получить за это рубль. Или 50 копеек, или 10, не важно — но везде. А произвол в оценке заключается в том, что в одном месте за произведенный кирпич платят рубль, в другом 50 копеек, в третьем 10, а в четвертом еще и по шее дают безвозмездно. В этом случае, конечно, происходят чудовищные диспропорции — как и в любой ситуации, когда закон подменяется произволом. Я не наивный человек, и я понимаю, что экономически-обоснованная, приобретающая характер закона оплата труда может быть только при социализме. Нельзя к частному способу производства приделать объективные обоснования оплаты труда! Никакого выхода отсюда нет, кроме как сломать колониальную зависимость, перейдя для начала к жесткому протекционизму, а там — куда разум и оптимальность вывезут. Важно понять, что свободная торговля делает нас рабами, а среди рабов всегда много беглых рабов. Все лучшее в экономике Запад приберегает для себя, а все худшее в ней — подсовывает нам в рамках глобального разделения труда. И положение Украины хуже положения России именно потому, что Украина дальше России пошла по пути интеграции с «хозяевами мировой экономики». Тут прямая зависимость: чем выше уровень интеграции, тем гаже и незавиднее твоя роль в мировом разделении труда, тем больше желающих сбежать, и острее желание сбежать — «туда, где жизнь, а не прозябание».

Никаких иных альтернатив у России нет. Или она будет строить свое хозяйство так, чтобы не быть придатком к хозяйству западных воротил, или превратится в жалкую периферию, откуда постоянно выкачивают все ценное, куда сваливают весь мусор и все проблемы. И откуда бежит уважающий себя человек, понимая, что по таким правилам игры в колонии не обустроить жизнь по-человечески. Чтобы жить в городе, а не в концлагере, надо сбежать из концлагеря в город… Данные опроса — очень печальны, но отнюдь не сенсационны. Они вполне — мной, например — ожидаемы. И не похожи на фальсификацию, к которым так часто прибегают в США. Надо встать на ноги — или смириться с тем, что затопчут. Второе легче, но бесперспективнее… К слову сказать, Российская Империя приобретала инородческие территории на других основаниях — с целью военной, стратегической, отодвинуть рубежи обороны. На уровне жизни туземцев это сказывалось благотворно — или никак. Не было такой цели — выкачивать средства из Польши или Грузии в центральные губернии царской, после советской России. В этом принципиальная разница российского и европейского империализмов» (Авагян). Можно согласиться с Авагяном, а можно и поспорить, обвиняя в приведенной выше печальной статистике наших отечественных олигархов. В любом случае, олигархи, где бы они не проживали, крепко «повязаны», и им, чтобы получать максимальную прибыль, приходится договариваться друг с другом. Так что, прав Авагян, как ни крути. Но самое печальное в этой статистике, это то, что процент желающих уехать из России среди поколения «Главного Заказчика будущего» (людей в возрасте от 25 до 50 лет) превышает 30%. При этом процент «либерастов» (сторонников неолиберализма) среди этой категории людей не превышает 5 — 10%.

Слава Богу, что покинуть Россию удается лишь немногим, и в своей основной массе, это — «либерасты». Так что, такой миграционный поток из России лишь помогает нам удерживать долю «либерастов» в стране на приемлемом уровне (не больше 2,5%). К слову сказать, «Россия становится все менее привлекательной для мигрантов. Число приехавших иностранцев сокращается. Согласно оценкам экспертов Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, число надолго приехавших иностранцев в 2018 г. сократилось на 4%, составив 124,9 тыс. человек. Это минимальный показатель за всю постсоветскую историю, при этом приток во втором, третьем и четвертом кварталах был вдвое ниже прошлогодних значений. Сильнее всего сократился приток мигрантов с Украины и из Узбекистана, хотя ранее они были основным источником мигрантов для России. Сокращение наблюдается по всем странам, за исключением Азербайджана, Армении и Туркменистана, пишут «Ведомости». Эксперты подчеркивают, что жители Украины и Молдавии теперь предпочитают ездить на заработки в Польшу и страны Западной Европы, как и население Закавказья, особенно Грузии. Число выехавших иностранцев из России выросло на 16,9%.  При этом если раньше прибывшие мигранты компенсировали естественную убыль населения, то в 2018 г. иностранцы заместили естественную убыль населения лишь на 57,2%» (источник: https://rusvesna.su/economy/1554795538). Да и с инвестициями в страну дела сегодня идут «из рук вон плохо». Из подсчетов Центробанка следует, что в минувшем году зарубежные инвесторы изъяли из капитала российских компаний рекордные $22,4 млрд. В то же время, внешние поступления в сектор составили всего $15,9 млрд. — это в два с лишним раза ниже среднего показателя предыдущей десятилетки. Сальдо участия в капитале (поступления минус изъятия) ушло в минус впервые с 2015 года. Именно невысокий приток новых средств портит статистику инвестиций, говорят эксперты. Присутствие России на мировом рынке прямых инвестиций становится все менее ощутимым. С учетом реинвестирования доходов и инвестиций в долговые инструменты, сумма вложений нерезидентов в нефинансовый сектор составила $5,9 млрд. Меньших объемов российская экономика не помнит с 2002 года. Ранее в феврале пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявлял, макроэкономическая ситуация в стране абсолютно стабильна, а вывод капитала — «понятие растяжимое». И с ним трудно не согласиться, НО дальше это «понятие» растягивать уже нельзя.

В общем, как ни крути, а экономическое и социальное положение в России с каждым днем становится все хуже и хуже. Спасибо Путину за это. Как очень верно подметил Андрей Маленький в своей статье «Сколько в России должно быть чиновников? И сколько из них не должно быть?»: «Может, пора прекратить сокращать чиновников, а провести инвентаризацию полномочий министерств, служб и ведомств и начать сокращать функции? В России два миллиона чиновников. Это много или мало? Одной публикации здесь не хватит, чтобы обрисовать основные подходы в поиске ответа. Но с чего-то надо начинать и хотя бы посмотреть на проблему не так, как ее интерпретируют «кадровики». Итак, сколько у государства должно быть сотрудников (аппаратчиков, чиновников, функционеров, бюрократов, госслужащих)? Точка зрения правительства неизвестна. Единственное, ясно, что должно быть меньше, чем сейчас, и поэтому можно подсократить. Сокращение в 2019 году планируется небольшое. Основную массу увольнений ждут в 2020 году и в 2021 году. Цифры обнародовали многие СМИ: центральный аппарат власти уменьшат на 10%, штат аппаратов территориальных органов власти — на 5% с 2020 года, еще на 10% через год. Сэкономленные средства пойдут на зарплатную мотивацию труда. Это все, что сказано от имени правительства. По данным gossluzhba.gov.ru о численности и укомплектованности должностей гражданских служащих федеральных государственных органов, за 2018 год некомплект составляет более 20 процентов. Из 14 406 штатных должностей федеральных госслужащих свыше трех тысяч — вакантны. Это означает, что арифметически и по-человечески «безболезненно» можно исключить двадцать процентов из штатного расписания федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Потому что эта статистика характеризует не один отдельно взятый 2018 год. Такая же ситуация была и прежде. Бесконечная кадровая песочница. Однако само по себе сокращение не позволит найти ответ на вопрос — а сколько чиновников должно быть в ФОИВах?

Если посмотреть на кадровую статистику по ведомствам, деятельность которых, например, непосредственно сказывается на гражданах, то она абсолютно неприемлема. «Кипиай» кадровой политики правительства минусовый. Потому что есть связь между уровнем жизни людей и степенью полезности госорганов. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации укомплектовано на 77,3%, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — на 73,7%. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека недоукомплектована на треть, федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — на 21,2%. В Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации замещено 80,3% должностей, в Министерстве просвещения Российской Федерации — 80,1%, в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации — 69,1%. Федеральное агентство водных ресурсов — на 80,2%, Федеральная антимонопольная служба — на 77,4 процента. Четвертая часть кадровых должностей в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вакантна. Получается, что директива президента Российской Федерации — чиновники всех уровней должны быть заинтересованы в росте своей эффективности и быть жестко нацелены на получение конкретного результата — четвертой-пятой части федеральных чиновников не касается. Их еще предстоит подобрать, адаптировать, переучить или поднатаскать, а многих перевоспитать. И только потом попробовать разъяснить, что это такое — рост эффективности управленческого труда и жесткая нацеленность на получение конкретного результата.

Для того, чтобы успешно пройти периодическую кадровую аттестацию, чиновнику нужно получить положительную характеристику от ближайшего начальника и знать 215 (двести пятнадцать!) федеральных законов, указов президента, постановлений правительства и других документов разного уровня, регламентирующих служебную деятельность, предъявляющих квалификационные требования, определяющих принципы служебного поведения и служебного распорядка, противодействующих коррупции и направляющих профессиональное развитие. Так сказано в соответствующих наставлениях. Настольной книгой они, конечно, не являются, потому что нет такого стола, чтобы удалось их разместить. На самом деле и это не главное. Фобию аппаратчиков порождает обилие базовых и профильных правовых актов. Сейчас их 32 434 (прописью — тридцать две тысячи четыреста тридцать четыре). В начале 2000-х годов всего нормативных правовых актов (законов, указов президента, постановлений правительства, решений федеральных органов исполнительной власти) было 7882. Скачок произошел в 2005-2006 годах, второй скачок — в 2014 году, когда число НПА подросло до 22,5 тысяч единиц. Правоприменители не успевают читать, а прочитав, понять природу изменений. Возникает устойчивое профессиональное качество личности чиновника: воспринимать государственные решения не как константу, а как переменную. При этом под словом «правоприменители» можно смело понимать и госслужащих, и правоохранителей, и бизнесменов, и граждан. Часто можно слышать, что в судебном процессе побеждает не тот, кто хорошо знает закон, а тот, кто хорошо знает судью. Далее. По данным http://gasu.gov.ru — государственной автоматизированной системы «Управление» — в реестре документов стратегического планирования сейчас находится 63 146 «единиц хранения». В том числе федерального уровня — 98. Уровня субъектов РФ — 2496. Муниципалитетов — 60 551. Какое это имеет значение для кадров и их штатной численности? В исполнительной власти — вертикаль. Значит, для того чтобы обеспечить, например, полное осуществление нацпроектов, надо быть в курсе всех принимаемых решений на всех уровнях, включая муниципальный. Почему? И в буквальном, и в переносном смысле. «Кодексом-чемпионом» по изменениям стал Налоговый кодекс, в который ежегодно вносится 300−400 поправок. В закон о госзакупках внесено уже около 1,5 тыс. изменений. Конституционный суд с 2010 года принял 124 резолюции о признании неконституционными норм законодательства.

В стране сложилась система передачи федеральных полномочий на региональный уровень, а с регионального уровня — на муниципальный. При этом по Бюджетному кодексу передавать полномочия надо вместе с бюджетным обеспечением. Таково требование статьи 83 Бюджетного кодекса. Однако на практике далеко не каждое передаваемое по всей цепочке полномочие сопровождается бюджетным шлейфом. Бюджет страны не декомпозирован в региональном разрезе (через субвенции из центра). Это означает, что любой региональный чиновник, готовящий или принимающий решения, не представляет процесс и на два последующих года планового периода, и на весь период реализации нацпроектов. Сейчас в разработке еще 5519 документов федерального, регионального, муниципального уровня. Может ли всю эту махину освоить российский госчиновник? Нет. Наука пока даже не знает, как ему помочь в этом: какую из 32 теорий памяти и 25 концепций мотивации взять за основу? Какой выход? Надо сокращать не чиновников, а функции, провести инвентаризацию полномочий министерств, служб и ведомств хотя бы потому, что положения о многих из них концептуально не пересматривались десятилетия. Таково требование правового государства, между прочим. Уточненные функции и полномочия министерств, служб и ведомств позволят смоделировать трудозатраты по их осуществлению и вывести численность сотрудников. Это — идеально, но не реально. На практике же пересмотр функций и полномочий с целью их сокращения, их цифровизация и монетизация приведут к тому, что у штатных кадров появится не только ответ на вопрос «что делать», но и «как делать» и «для чего». А кадров будет всегда столько, сколько дадут. И вспомним классика: сокращать бюрократов, что галок гонять с дерева. Взлетят, полетают и рассядутся на том же дереве, но на новых ветках» (Маленький). Как видите, уважаемый читатель, и в госслужбах у нас далеко не такой благостный порядок, как о том рассказывают наши СМИ. А если вспомнить цифры количества госчиновников в самом начале правления Путина (которых тот решил подсократить), то тут и вовсе хочется за голову схватиться. Россия побила исторические рекорды по числу госслужащих. Росстат обнародовал оперативный мониторинг за госслужбой. В некоторых регионах статистические данные восприняли как насмешку над здравым смыслом: в Орловской области, например, соотношение трудоспособных орловцев, платящих налоги, и представителей власти, получающих зарплату из бюджета — семь к одному.

Например, в Орловской области — самой маленькой среди российских регионов, с населением 759 143 человека, в органах власти всех уровней — государственных и муниципальных — трудится 13 988 служащих. Местные СМИ тут же подсчитали: на одного чиновника приходится 55 «подопечных», включая младенцев и детей школьного возраста. Для сравнения: в 2000 году общее количество служивых людей в области составляло 8 652 человек (рост в 1,6 раза). Население за тот же период сократилось на 75 тысяч человек, закрылись пять промышленных предприятий, практически ликвидирован малый бизнес, едва дышит сельское хозяйство… Люди делают вывод: в области активно плодятся только чиновники. Зачем? Самовольно расширять штаты государственных и муниципальных служащих мы не имеем права, — заявили в Департаменте государственной гражданской службы, кадров и противодействия коррупции Орловской области. — Это зависит от политики центра, он решает, какая численность служащих необходима для лучшей управляемости государством. Будем команда на сокращение — значит, будем сокращать. Дамоклов меч над армией российских служивых в общем-то висит беспрерывно. Бывалые чиновники рассказывают, что половина рабочего времени у них уходит на гаданья: когда их будут «резать». И главное – за что? В истории России ни разу не проводили анализ эффективности работы чиновников: кто чем занимается и насколько эта работа вообще нужна, — поделился Павел Кудюкин, доцент кафедры теории и практики госуправления ВШЭ, экс-зам​министра труда РФ. — В XVII в. государевых людей было около 15 тысяч на всю страну. Начиная с Петра I, управленцы в России множатся. К 1982 г. госаппарат вырос до 2,5 млн. чел. С тех пор не раз предпринимались попытки сократить аппарат, например, в 2010 г. было принято решение о сокращении чиновников на 20% к 2014 г. Сами чиновники в это не поверили, и, как видите, для них все обошлось наилучшим образом. Точное количество работников, состоящих на службе у государства, трудно посчитать даже Росстату — чиновник умеет маскироваться, многие организации называются по-хитрому — типа концернов с частичным госучастием. На деле эта «частичность» является полным содержанием штата на бюджетные деньги. Тем не менее, даже и без этих хитростей чиновничья армия в стране составляет более 6 млн. человек. Из открытых источников мы сделали небольшую выборку по ветвям власти, дающую представление, сколько управленцев на них сидит. Вот что получилось.

Законодательная власть (члены Совет Федерации, депутаты ГД, помощники и аппарат двух палат парламента) — 15 тыс. чел. Плюс 35 тысяч депутатов республиканских, краевых и областных законодательных собраний и их аппарат. Плюс 700 тысяч депутатов законодательных собраний с аппаратом (в России — 24 тысячи муниципалитетов). Исполнительная власть: министерства, ведомства и их региональные филиалы — 700 000. Администрации регионов, региональные министерства и ведомства с аппаратами — еще 600 000 человек. Чиновники муниципальных образований — 1 млн. чел. Контролеры: лицензирующие, контролирующие и регистрационные органы -1 млн. 300 тыс. чел. Фонды: пенсионные, социальные, страховые и пр. — 1 млн. 500 тыс. чел. Росстат называет более скромную цифру госслужащих — 1 млн. 107,3 тысяч человек. Но в любом министерстве вы найдете еще и секретарш, уборщиц, работников столовых, водителей и прочих нечиновников. А зарплата им из бюджета капает. Если посмотреть, сколько физически людей сидит в зданиях с гербом и флагом, то на одного настоящего бюрократа приходится как минимум два из «обслуги» (такую пропорцию вывел журнал «Вопросы экономики»). Вот вам и шестимиллионная армия, сравнимая по численности со средним европейским государством. Статистика, похоже, не поспевает не только за мимикрирующими туда-сюда служащими, но и не учитывает «новообразования», растущие в России как грибы. Простые налогоплательщики о них либо уже забыли, либо вообще не подозревают, что они есть. Кто-нибудь сможет сейчас сказать, что делают полпреды и их аппараты в федеральных округах? Может ли кто-то просто вспомнить пофамильно всех полпредов? Не говоря уже о том, что нет никакого специального экономического планирования в рамках федеральных округов. А потому сами эти округа во главе с полпредами существуют только на бумаге. Этот институт создавался в начале 2000-х: его появление объяснялось необходимостью ликвидировать федеративный эгоизм, скрепить регионы, помочь собрать страну воедино. Прошли годы… Продолжаем скреплять.

Или почему, например, тот же Дальний Восток нужно непременно развивать с помощью отдельного министерства? Зачем тогда нужны губернаторы и вышеупомянутые полпреды? В стране, где практически не осталось регулируемых цен, вполне уютно существует отдельная Федеральная служба по тарифам. Теперь ее вроде как «догадались» присоединить к ФАС. В стране, где нет государственной монополии на производство алкоголя, действует Росалкогольрегулирование. В октябре 2015 года — в разгар кризиса, у нас создали очередное новое старое ведомство: госкорпорацию по поддержке малого и среднего бизнеса. В России за последние 20 лет неоднократно возникали такие специальные органы. В результате, доподдерживались так, что малый бизнес уже еле дышит. Но в России другая логика: под любую проблему, существующую, назревающую или даже отсутствующую, у нас тут же пытаются создать новое ведомство. Непременно государственное. Непременно отдельное. И непременно большое. Все хотят бюджетов, полномочий, штата сотрудников. Вот так в итоге и вырисовывается умопомрачительная цифра: 108 чиновников на 10 тысяч населения. В 2013 году было 102. Для сравнения, в СССР, считавшемся царством бюрократии, их было на максимуме 73 человека на 10 тыс. населения. При этом по рейтингу качества государственного управления Всемирного банка в 2013 году Россия занимала 120-е место среди 210 стран. — Дело не в том, много или мало народу работает на государство, — говорит директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.- У нас государство жесткое, многоголовое, избыточное там, где не надо, и слабое там, где надо, — например, в здравоохранении и образовании. Это отражается в таком параметре, как отношение расходов бюджета к ВВП. По этому критерию экономисты судят, сколько денег государство готово потратить на развитие гражданина, на то, чтобы он был счастлив, образован и здоров. Если в Германии это 50-52%, то в России вдвое меньше. Поэтому у нас лучший бизнес — сесть в чиновничий кабинет. В госуправление очень часто устремляются безответственные любители легких денег, — с горечью заключает экономист.

Официальная статистика говорит: если в 2009 году совокупные расходы на оплату труда занятых в госуправлении составляли 519,3 млрд руб., то в 2013-м — 682,7 млрд. Рост составил 31%, и продолжает идти вверх, несмотря на кризис и на известный приговор «денег нет», с которым теперь живет вся «простая» Россия. Наверху другой мир. В 2017 году зарплата депутата без дополнительных премиальных и надбавок за особенные успехи в труде составляет 360 000 рублей. Вы удивитесь еще больше, когда узнаете заработок председателя комитета Государственной думы — 500 000 рублей. Заметьте, это лишь официальная статистика. Судя по налоговым декларациям, 40 000 госслужащих входят в число богатейших людей страны. Средние размеры зарплат в федеральных органах власти, которые обычно фигурируют в открытых источниках, 115, 7 тыс. руб. Но те же «источники» недавно опубликовали и другие, более близкие к реальности зарплаты, которые подтверждает и Росстат: аппарат правительства — 228 475 руб., администрация президента — 218 648, Счетная плата — 180 691, ГосДума (без депутатов) — 170 848, Совет Федерации — 176 149 рублей. Тем не менее, служивые по-прежнему не удовлетворены своими окладами. Согласно предложениям Минфина о совершенствовании системы оплаты труда гражданских служащих, к 2018 году зарплату в федеральных органах власти повысят не менее чем в 2 раза. Всего на мотивацию чиновников планируется потратить дополнительно 462 млрд. руб. В регионах зарплаты скромнее, средний оклад чиновников 35 тысяч рублей. Больше всего получают в Тюменской области, на Чукотке и Магаданской области. Однако наибольшее превышение зарплаты чиновников над средней по региону наблюдается в Кабардино-Балкарии и Чечне. Бюрократия этих республик зарабатывает на 70–80% больше остальных работников, тогда как в среднем по России превышение 31%. Исключение — Сахалинская область. Оклады чиновников здесь почему-то на 50% ниже, чем у всех. И напоследок вишенка на торте. Надбавка к пенсионному обеспечению чиновников предусмотрена в размере 75% от среднего заработка за годы службы в государственной структуре, причем если раньше чтобы претендовать на эту надбавку, нужно было трудиться всего 3 года, то с 2017 года период увеличивают до 10 лет. Теперь и захочешь, многих не выгонишь. Доплаты парламентариям, которые вышли на заслуженный отдых, по подсчетам Алексея Кудрина, достигают 40 000 — 50 000 рублей. Для сравнения, средняя пенсия российской бабушки 13 700 рублей.

Просмотрев все представленные выше цифры можно четко констатировать, нынешняя Россия впитала в себя, как губка, все самое плохое, как из своего социалистического прошлого, так и из современного глобального индивидуального капитализма. Вопрос — почему она впитывает в себя только плохое? Ответ на этот вопрос лежит прямо на поверхности. Потому, что главным регулятором этого процесса является нынешняя властная элита (олигархи и срощенный с ними госаппарат). И пока мы не поменяем всю верхушку нынешней власти в России, ничего другого она впитывать не будет. По той простой причине, что просто не сможет. Это — как при влажной уборке помещения, если уборщик честно относится к своему делу, он будет ополаскивать половую тряпку как можно чаще, ну а если — нет, то может и вовсе обойтись без ее ополаскивания. Именно так и поступает властная элита России последние тридцать лет своего существования. Откуда следует только один вывод — либо мы поменяем уборщика, либо «грязи» в стране будет все больше и больше.