Homo Argenteus. Сознательная история

Мир, как он есть — 4

Мир, как он есть — 4

Автор предлагает поговорить о следующем Общемировом Законе — законе противодействия. Всем известно, что всякое действие, совершенное в замкнутой системе, вызывает в ней равное противодействие (в незамкнутой системе — противодействие пропорциональное действию, но меньшее его). Таким образом, любое действие, совершенное в нашем мире, является одновременно не только причиной какого-то нового действия, а возможно, и его следствием. Точное определение следствия того или иного действия принципиально невозможно. Но именно этот закон определяет цикличность развития материи — это первооснова всего нашего мира. Наше  мироздание имеет удивительную способность противостоять любым отклонениям от равновесия. А стало быть, мир обязан пребывать в равновесном состоянии, где, собственно, он и пребывает. Человек же в этом мире существует как фактор, вызывающий изменения и смещающий равновесие в ту или иную сторону. Именно это обстоятельство определяет множественность сущностей нашего мира, в чем-то противоположных друг другу, и инвариантность протекающих в нем явлений. Если в мире есть какая-то сущность, должна быть и другая, в чем-то противоположная первой, а также третья, противоположная второй, и так до бесконечности. Сущностью является любая конкретная категория из множества человеческих понятий обо всем нашем мире. В этом определении на первом месте стоит человек, а уж потом объект его исследования («без субъекта нет объекта»). Понять же этот мир, человек может, рассуждая исключительно синхронистически. Для этого необходимо учитывать не только все известные факторы (и физические, и психические), но и предугадывать неизвестные факторы, воспринимая и те и другие без вынесения им моральных оценок. Если нужно решить задачу или совершить какие-то иные логические построения, требуется избыток энергии Неба, если нужно заняться борьбой или магией — избыток энергии Земли. В любом случае, если где-то существуют разумные существа, значит там, существует и биосфера. Если где-то существует биосфера, значит там, обязательно существуют и разумные существа (а если — нет, то в обозримом будущем они обязательно появятся). Любая же коренная перестройка человеческого общества всегда начинается с ломки привычных стереотипов и резко повышает пассионарность общества. Впрочем, повысить пассионарность общества можно и без каких-либо перестроек, требуется всего лишь рассказать как можно большему количеству людей о существовании в их рядах вершителей (людей, способных изменять мир своими мыслями) и о равной для всех возможности стать одним из них.

Рассматривая процесс восприятия мира, можно сказать, что в каждый момент времени происходит разрушение и сотворение мира — выделение из реальности объектов в соответствии с определенным описанием и сотворение той самой картины мира, которая и предстает перед сознанием человека. В этом смысле в каждый момент времени каждым человеком, а не только вершителем, мир творится заново. Впрочем, чтобы понять это выражение человеку нужно включать (кроме своего разума) еще и подсознание. Ну а сам Общемировой Закон противодействия входит в пятерку наиболее логических законов, и для того, чтобы его понять человеку достаточно только разума. А чего тут непонятного — сила действия равна силе противодействия! Однако Общемировые законы устроены таким образом, что содержат внутри себя и другие пласты информации, иногда даже противоречащие основному пласту. Автор как раз и предлагает Вам, остановиться именно на этих дополнительных пластах информации. И начнем мы с самого начала — с законов Ньютона. Согласно Википедии, законы Ньютона — это три важнейших закона классической механики, которые позволяют записать уравнения движения для любой механической системы, если известны силы, действующие на составляющие ее тела. Впервые в полной мере сформулированы Исааком Ньютоном в книге «Математические начала натуральной философии» (1687 год). В Ньютоновском изложении механики, широко используемом и в настоящее время, эти законы являются аксиомами, базирующимися на обобщении экспериментальных результатов. Первый закон Ньютона постулирует существование инерциальных систем отсчета. Поэтому он также известен как закон инерции. Инерция (она же инертность) — свойство тела сохранять скорость своего движения неизменной по величине и направлению, когда не действуют никакие силы, а также свойство тела сопротивляться изменению его скорости. Чтобы изменить скорость движения тела, необходимо приложить некоторую силу, причем результат действия одной и той же силы на разные тела будет различным: тела обладают разной инерцией (инертностью), величина которой характеризуется их массой.

Второй закон Ньютона — дифференциальный закон движения, описывающий взаимосвязь между приложенной к материальной точке силой и получающимся от этого ускорением этой точки. Фактически, второй закон Ньютона вводит массу как меру проявления инертности материальной точки в выбранной инерциальной системе отсчета (ИСО). Масса материальной точки при этом полагается величиной постоянной во времени и независящей от каких-либо особенностей ее движения и взаимодействия с другими телами. В современной формулировке он звучит так: в инерциальной системе отсчета ускорение, которое получает материальная точка с постоянной массой, прямо пропорционально равнодействующей всех приложенных к ней сил и обратно пропорционально ее массе. И наконец, третий закон Ньютона. Этот закон описывает, как взаимодействуют две материальные точки. Возьмем для примера замкнутую систему, состоящую из двух материальных точек. Первая точка может действовать на вторую с некоторой силой F1, а вторая — на первую с силой F2. Как соотносятся силы? Третий закон Ньютона утверждает: сила действия F1 равна по модулю и противоположна по направлению силе противодействия F2. Третий закон Ньютона является следствием однородности, изотропности и зеркальной симметрии пространства. Третий закон Ньютона, как и остальные законы Ньютоновской динамики, дает практически верные результаты лишь только тогда, когда скорости всех тел рассматриваемой системы пренебрежимо малы по сравнению со скоростью распространения взаимодействий (скоростью света). Закон утверждает, что силы возникают лишь попарно, причем любая сила, действующая на тело, имеет источник происхождения в виде другого тела. Иначе говоря, сила всегда есть результат взаимодействия тел. Существование сил, возникших самостоятельно, без взаимодействующих тел, невозможно. Законы Ньютона являются аксиомами классической ньютоновской механики. Из них, как следствия, выводятся уравнения движения механических систем, а также «законы сохранения», указанные ниже. Разумеется, есть и законы (например, всемирного тяготения или Гука), не вытекающие из трех постулатов Ньютона.

Итак, уравнение движения. Уравнение F = m a является дифференциальным уравнением: ускорение есть вторая производная от координаты по времени. Это значит, что эволюцию (перемещение) механической системы во времени можно однозначно определить, если задать ее начальные координаты и начальные скорости. Заметим, что если бы уравнения, описывающие наш мир, были бы уравнениями первого порядка, то из нашего мира исчезли бы такие явления, как инерция, колебания, волны.

Закон сохранения импульса. Закон сохранения импульса утверждает, что векторная сумма импульсов всех тел системы есть величина постоянная, если векторная сумма внешних сил, действующих на систему тел, равна нулю.

Закон сохранения механической энергии. Если все силы консервативны, то возникает закон сохранения механической энергии взаимодействующих тел: полная механическая энергия замкнутой системы тел, между которыми действуют только консервативные силы, остается постоянной.

Использование законов Ньютона предполагает задание некой ИСО. Однако на практике приходится иметь дело и с неинерциальными системами отсчета. В этих случаях, помимо сил, о которых идет речь во втором и третьем законах Ньютона, в механике вводятся в рассмотрение так называемые силы инерции. Обычно речь идет о силах инерции двух различных типов. Сила первого типа (даламберова сила инерции) представляет собой векторную величину, равную произведению массы материальной точки на ее ускорение, взятое со знаком минус. Силы второго типа (эйлеровы силы инерции) используются для получения формальной возможности записи уравнений движения тел в неинерциальных системах отсчета в виде, совпадающем с видом второго закона Ньютона. По определению, эйлерова сила инерции равна произведению массы материальной точки на разность между значениями ее ускорения в той неинерциальной системе отсчета, для которой эта сила вводится, с одной стороны, и в какой-либо инерциальной системе отсчета, с другой. Определяемые таким образом силы инерции силами в истинном смысле слова не являются, их называют фиктивными, кажущимися или псевдосилами. Альтернативным подходом, использующимся преимущественно в курсах теоретической физики, выступает лагранжева механика. В рамках лагранжева формализма имеются одна-единственная формула (запись действия) и один-единственный постулат (тела движутся так, чтобы действие было стационарным), являющийся теоретической концепцией. Из этого можно вывести все законы Ньютона, правда, только для лагранжевых систем (в частности, для консервативных систем). Следует, однако, отметить, что все известные фундаментальные взаимодействия описываются именно лагранжевыми системами. Более того, в рамках лагранжева формализма можно легко рассмотреть гипотетические ситуации, в которых действие имеет какой-либо другой вид. При этом уравнения движения станут уже непохожими на законы Ньютона, но сама классическая механика будет по-прежнему применима.

Как видите, уважаемый читатель, далеко не все так просто даже в трех известных всем законах. А потому, давайте поговорим об однородности, изотропности и зеркальной симметрии нашего пространства — свойствами, являющимися причиной появления Ньютоновских аксиом. Однородность пространства означает одинаковость свойств пространства во всех его точках. Нет такой точки в пространстве, относительно которой существует некоторая «выделенная» симметрия, все точки пространства равноправны. Все физические явления в одних и тех же условиях, но в различных местах пространства протекают одинаково. Однородность — одно из ключевых свойств пространства в классической механике. Оно означает, что параллельный перенос в нем замкнутой системы отсчета как целого не изменяет механических свойств системы, и, в частности, не влияет на результат измерений. Следует различать однородность и изотропность пространства. В общей теории относительности пространство неевклидово и его геометрия меняется с течением времени в зависимости от энергии, которой обладает находящаяся в нем материя. Степень искривления пространства, то есть отклонение от однородности, сильнее там, где материя обладает большей энергией. Анизотропность же — это различие свойств среды (например, физических: упругости, электропроводности, теплопроводности, показателя преломления, скорости звука или света и др.) в различных направлениях внутри этой среды; в противоположность изотропии. В отношении одних свойств среда может быть изотропна, а в отношении других — анизотропна; степень анизотропии также может различаться. Ньютон же постулирует изотропность пространства относительно всех механических свойств. Ну а симметрия, в широком смысле — соответствие, неизменность (инвариантность), проявляемые при каких-либо изменениях, преобразованиях (например: положения, энергии, информации, другого). Так, например, сферическая симметрия тела означает, что вид тела не изменится, если его вращать в пространстве на произвольные углы (сохраняя одну точку на месте). Двусторонняя симметрия означает, что правая и левая сторона относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. Зеркальная симметрия или отражение — движение евклидова пространства, множество неподвижных точек которого является гиперплоскостью (в случае трехмерного пространства — просто плоскостью). Термин зеркальная симметрия употребляется также для описания соответствующего типа симметрии объекта, то есть, когда объект при операции отражения переходит в себя. Это математическое понятие в оптике описывает соотношение объектов и их (мнимых) изображений при отражении в плоском зеркале.

На самом же деле пространство нашей Вселенной неоднородно, скорее всего, анизотропно, и не обладает зеркальной симметрией. Тем не менее, в нем действует Общемировой Закон противодействия. И работает этот закон только по одной причине — наша Вселенная является замкнутой системой. А каждое действие, совершенное в ней, является следствием каких-то одних действий и одновременно причиной каких-то других действий. А стало быть, первые в этом ряду действия являются опосредованной причиной осуществления третьих действий. И так можно продолжать этот ряд до бесконечности. А если принять во внимание тот факт, что причин может быть несколько, как и следствий, то здесь уже «сам черт голову сломает». Другими словами, в нашем мире нет ничего случайного, и все зависит от всего. Это — Мировой закон, и он является прямым следствием Общемирового Закона противодействия, хотя на первый взгляд между ними и нет никакой связи. А между тем, связь эта существует, но чтобы ее понять, человеку надо включить свою интуицию. Это — основное свойство любого Общемирового Закона. Не являются исключением из этого правила и пятерка первых, наиболее логических законов — законов жизни, единства сущностей, сохранения, противодействия и подобия. И все они, как и остальные Общемировые Законы, связаны друг с другом и замыкаются в круг. Вспоминая же Мировой закон взаимозависимости всего в нашем мире, трудно не вспомнить и о пожаре в Нотр-Дам де-Пари. Прямо на наших глазах сгорел главный символ старой Европы — символ, который помнил еще Великую Французскую Революцию. Неужели европейцы и теперь не задумаются, куда они идут? Уже прозвучали мнения, будто сгоревший (от стыда) Нотр-Дам де-Пари — это знамение, предостережение не только французам, но и всем европейцам, променявшим христианские ценности на однополые браки, на стремительно возрождающийся нацизм, на двойные стандарты и в жизни, и в политике. Как сказал когда-то Булгаков устами Воланда: «Кирпич просто так на голову человека никогда не упадет». В любом случае символический пожар в центре французской столицы заставляет задуматься о чрезвычайной хрупкости мира вообще и европейского мира в частности, который люди все еще продолжают называть центром современной цивилизации.

Однако вернемся к закону противодействия. Является ли действием человеческая мысль? Даже если рассуждать исключительно материалистически, ответ получается только один — да, является. Любая человеческая мысль сопровождается изменением магнитного поля головного мозга человека, а его изменение вызывает изменение траектории нейтринных потоков сквозь тело человека. А это, в свою очередь, ведет к изменению конфигурации пси-поля Земли. Другими словами, любая человеческая мысль приводит к изменениям в материальной картине вокруг этого человека. Вы можете возразить, мол, эти изменения мизерны, однако любое большое дело начинается с малого. Так, и наша Вселенная — вещь далеко не маленькая, но возникла она исключительно по воле Мирового сознания. Точно так же, как и Вы, уважаемый читатель, строите вокруг себя материальную реальность, прежде всего, с помощью своих мыслей о ней. Каковы Ваши мысли, такова и реальность, и наоборот. Любое действие в нашем мире, в том числе, и человеческая мысль, является одновременно и следствием, и причиной всех других действий. А стало быть, и времени, как о нем думает человек, в нашем мире просто не существует (это лишь свойство психики человека). И человек теряет это свойство (в одиночестве в изолированной комнате) не позднее, чем через пятьдесят — шестьдесят часов после начала такого опыта. «Именно это и доказывает с неоспоримой наглядностью, что человек, помещенный в такие условия, где нет возможности чувствовать ход времени, действительно выпадает из времени — т.е. воспринимает все происходящее не линейно (не одно за другим), а как то, что существует всегда, постоянно. И что примечательно: это происходит очень быстро. Самые стойкие сохраняют чувство времени трое суток, а большинство людей перестают чувствовать время не более, чем через 40 часов. И тогда происходит вот что: человека озаряет понимание, что времени как такового вообще нет, а есть его (человека) способность самостоятельно, по собственной воле, произвольно, переносить себя в любую точку реальности, где все события происходят одновременно — и у них нет ни начала, ни конца. Они просто есть. Всегда. Постоянно. Поэтому в любую точку можно переместиться, когда хочешь — и там оказывается все по-прежнему, и вне зависимости, сколько раз ты туда возвращаешься. Какой тут напрашивается вывод? Помимо того, что время объективно не существует? Ну да — единственно возможный вывод: у человека, как и у любого другого живого организма, НЕТ природного чувства времени. Это воспитанное чувство — т.е. наносное, противоестественное. Это такой же феномен восприятия, как и цвет» (Гарина).

Следует отметить особо, что все законы первой пятерки Общемировых Законов очень плотно связаны друг с другом. Очевидно, что закон противодействия является следствием закона сохранения, но в то же время, как было указано выше, он же является и причиной отдельных законов сохранения. Что собой представляет процесс «зарабатывания денег»? Прежде всего, это — действие, и как всякое действие этот процесс вызывает противодействие. С другой стороны, памятуя о законе сохранения, мы должны признать, что если у Вас денег стало больше, то у кого-то их стало меньше. Это обстоятельство тоже является действием и вызывает противодействие. Четко просчитать результат взаимодействия вышеуказанных действий и противодействий достаточно сложно (если вообще возможно), а стало быть, невозможно предугадать и все возможные последствия только одного Вашего действия. Вы можете стать миллионером, с одной стороны, а можете обанкротиться и превратиться в нищего, с другой стороны, впрочем, возможны и другие варианты. Другими словами, «человек предполагает, а Бог располагает». И этот закон — тоже следствие закона противодействия. А теперь вспомним о диалектических законах. Диалектика (др.-греч. διαλεκτική «искусство спорить, вести рассуждение» от διά «через; раздельно» + λέγω «говорить, излагать») — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путем обмена своими мнениями. Начиная с Гегеля, диалектика противопоставляется метафизике как способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности и раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.). Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами — тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие — то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Можно также выделить различные виды борьбы: борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития); борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития; антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы); солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении); нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой); мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга). Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные. Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания —  вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: резко, одномоментно; незаметно, эволюционно.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу); ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых. Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития — дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая. Любое развитие идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. Кроме того, необходимо вспомнить об основных принципах диалектики: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Как видите, уважаемый читатель, вся диалектика опирается, прежде всего, на первую пятерку Общемировых Законов, и объясняет существование всех сущностей нашего мира с единых позиций. Однако можно пойти и другим путем (не как Гегель), объясняя сущности нашего мира не диалектическими, а Общемировыми Законами, результат в итоге получится один и тот же. Вопрос — почему так происходит? Только потому, что Общемировые Законы (как и законы диалектики) объясняют окружающий нас мир не только с физической точки зрения, но и с точки зрения человеческой психологии. Как очень верно подметил Кант, диалектика — это «способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях». Как известно, «без субъекта нет объекта». Так что, в любом случае, все наши знания о мире носят субъективный характер. И диалектика, и Общемировые Законы как раз и служат для того, чтобы уменьшить степень субъективности наших знаний о мире, где мы живем. И опираются (и диалектика, и Общемировые законы), прежде всего, на аксиомы, то есть, на общее для всех людей видение мира (другими словами, на интуицию, а стало быть, на знания, заложенные Мировым сознанием в «единое пси-поле Земли»). В результате этих рассуждений получилась интересная картина — несмотря на то, что Общемировые Законы из первой пятерки наиболее логичны, все они опираются, прежде всего, на интуицию. Другими словами, чтобы понять этот мир, одной логики (и, соответственно, одного разума) недостаточно. Для этого необходимо подключать к процессу познания мира еще и подсознание человека (его Душу), иначе никак не получится. Вот мы и подобрались к самому главному — в основе всего естествознания лежат законы физики, однако в основе самой физики лежит интуиция человека. С человека начали, человеком и заканчиваем.