Homo Argenteus. Сознательная история

Мир, как он есть — 9

Мир, как он есть — 9

Предлагаю поговорить о девятом Общемировом Законе истории. Данный закон располагается в середине круга Общемировых законов, а стало быть, он наиболее «синхронистичен» (содержит в себе поровну, как логические умозаключения, так и интуитивные знания). Что такое интуитивное знание? Это знание, основанное исключительно на интуиции — «знаю и все тут». Человек не может доказать логическим путем правильность своих интуитивных знаний. Однако любой Общемировой Закон изначально «синхронистичен» (содержит в себе и логику, и интуицию), даже самые крайние законы. Например, первый Общемировой Закон жизни практически полностью построен на логике, а последний закон «Цветка жизни» — на интуиции, тем не менее, в первом законе присутствуют элементы интуитивного знания, а в последнем, хоть и немного, но присутствует логика. При написании глав «Мир, как он есть», автор старается «вытащить на свет Божий» как раз то, чего в законе присутствует меньше всего. Ну а серединные законы как раз и отличаются от других законов тем, что в них присутствует поровну, и логика, и интуиция. Так что, давайте не будем напрягаться, и просто поговорим об истории. Современная историческая наука утверждает, что человечество развивается, находясь в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, и является ее порождением и неотъемлемой частью. Это единственное утверждение историков, которое не вызывает у автора никаких возражений. Все современные «научные деятели», в том числе и историки, с негодованием отвергают все, что противоречит их «исходным посылкам» и их «научной логике». А ведь, и исходные посылки, и применяемая ими логика — лишь результат договоренности ученых между собой, и ничего более. Главными исходными посылками всех современных материалистических наук, определяющими все остальное, являются следующие тезисы: «Материя первична, сознание вторично» и «Бытие определяет сознание». Доказать это утверждение невозможно, как ни старайся. Подобные тезисы являются ничем не подкрепленной навязчивой идеей, а та, в свою очередь — первым признаком шизофрении. Вот и получается, что науку вперед у нас толкают исключительно шизофреники (в той или иной степени). А, действительно, научная логика может опираться на любые исходные посылки, но при одном условии — все следствия этой посылки должны соответствовать действительности. Что же касается исторической науки, то для нее в равной степени характерны разнонаправленные процессы (например, как прогресс, так и регресс).

Если же сравнить нашу Землю с человеческим мозгом, получается следующее. Земное планетарное сознание выполняет ту же роль, что и средний мозг человека. Главной его задачей является поддержание жизнедеятельности всего планетарного организма — самой Земли, живой природы на ней и человека. Кроме того, планетарный разум хранит в себе и весь накопленный опыт многочисленных поколений всего живого, населявшего Землю ранее. На поверхности Земли обитает живая природа, а внутри нее — человек. Следует отметить особо, человечество может существовать только внутри и вместе с живой природой и составляет с ней одно целое. Этой оболочке Земли Лев Гумилев присвоил название «антропосфера-человечество», а Владимир Вернадский — ноосфера, и она соответствует полушариям человеческого мозга. «Человечество мозаично и состоит из множества этносов, каждый из которых проживает на своем «ландшафте». Связи этноса с окружающей природой порождают пространственные взаимоотношения этносов между собой, в результате которых они или начинают воевать друг с другом, или объединяться (что происходит значительно реже). Все этносы можно условно разбить на два суперэтноса — Восток и Запад. Стереотипы поведения (исторические традиции) этих суперэтносов достаточно сильно отличаются друг от друга. Для жителей Востока, в первую очередь, характерны близость к природе и образность мышления. Именно эти свойства позволяют им выполнять такую же роль, какую выполняет правое полушарие человеческого мозга. Ну а жители Запада отличаются своей «безупречной логикой», и исполняют роль левого полушария мозга человека (его разума). Понятное дело, что такое деление человечества довольно условно, тем не менее, оно имеет место в жизни. А все войны на Земле можно назвать войнами между Западом и Востоком. Россия для Запада — это Восток, и Запад на протяжении всей своей истории воевал с Россией. Ну а Турция — это Восток для России, результат тот же. Что ни говори, а абсолютно правы слова: «История человечества — это история его войн».

И внутри Европы наблюдается та же самая картина — Англия постоянно воюет с Францией, а Франция с Германией. Впрочем, время от времени, Европа начинает воевать с Востоком и напрямую, вспомним, например, колониальную эпоху. Однако соседи для войн все-таки подходят больше. Давайте обратимся к классическому определению истории. Согласно Википедии, история (др.-греч. ἱστορία) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом. В более узком смысле история — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. С точки же зрения автора этого сайта, история — это вовсе не наука, а скорее, «художественная литература». Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему расспрашивание, узнавание, установление, добывание знаний. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а повествование о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном. Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины. Слово история происходит от праиндоевропейского слова wid-tor-, где корень weid-, «знать, видеть». В русском языке этот корень представлен словами «видеть» и «ведать».

В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путем исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также слово historeîn, «исследовать», которое сначала использовалось только в Ионии, откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию. В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось в XVII веке Фрэнсисом Бэконом в широкоупотребительном термине «естественная история». Для Бэкона история — «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука — плод размышлений, а поэзия — плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story). Особый термин история (history) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV века, а слово «исторический» (historical, historic) — в XVII веке. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история». Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения прошедшей эпохи. По словам итальянского мыслителя Бенедетто Кроче, «вся история — современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путем рассказов о событиях и их беспристрастного анализа. Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники, например, археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные периоды, о которых нет свидетельств современников.

История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими — к общественным, а может рассматриваться и как область между гуманитарными и общественными науками. Изучение истории часто сопряжено с определенными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства. Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод и как развивается историческое познание. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о Средних веках). В-третьих, термином историография обозначают изучение взглядов и работ конкретных историков (анализируются причины создания исторических сочинений, выбор их тематики, способ интерпретации событий, личные убеждения автора и его аудитории, практика использования доказательств и ссылок на других историков). Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию. Философия истории — часть философии, пытающаяся ответить на вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-либо плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Не следует смешивать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли. Профессиональные историки, как и автор этого сайта, обсуждают также вопрос, является ли история наукой или «свободным искусством». Начало использования научных методов в истории связывают с Фукидидом и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия. Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145-86 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

На христианскую и вообще западную историографию большое влияние оказал Аврелий Августин. Вплоть до XIX века историю обычно воспринимали как результат линейного развития по плану, определенному Творцом. Гегель также следовал этой идее, хотя и придал ей более светский вид. Из философии Гегеля идея линейного исторического прогресса попала и в марксистскую философию истории. Арабский историк Ибн Хальдун в 1377 году анализировал ошибки, которые часто совершают историки. Он подчеркивал культурные различия между современностью и прошлым, что это требует внимательного отношения к источникам, выделения принципов, согласно которым можно дать им оценку и наконец, интерпретировать события и культуру прошлого. Ибн Хальдун критиковал предвзятость и легковерие историков. Его метод заложил основы для оценки роли государства, пропаганды, средств коммуникации и систематической предвзятости в историографии, в связи с чем Ибн Хальдун считается «отцом арабской историографии». Большое значение имела разработка Ибн Халдуном концепции политико-демографических циклов, представлявшей собой одну из первых попыток научного описания исторической динамики. Ряд постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интерпретации истории и существования в ней научной методологии. В последнее время все большую силу начинает набирать клиодинамика — математическое моделирование исторических процессов. Тем не менее, история, по мнению автора, так и не стала наукой. В начале XIX века основатель позитивизма Огюст Конт обещал доказать, что «существуют законы развития общества, столь же определенные, как и законы падения камня». Но установить законы истории было не так просто. Когда немецкий историк Карл Лампрехт попытался отстаивать точку зрения Конта, то Эдуард Мейер, другой немецкий историк, ответил, что в течение многолетних исследований ему не удалось открыть ни одного исторического закона, и он не слышал, чтобы это удалось другим. Макс Вебер считал бессмысленными попытки поиска исторических закономерностей. Философ Карл Ясперс писал: «История имеет глубокий смысл. Но он недоступен человеческому пониманию». Эдвард Хьюлетт Карр утверждал, что на Западе больше не говорят об «исторических законах», что само слово «причина» вышло из моды.

При этом отрицание причинной обусловленности событий прошлого ставило под сомнение право истории считаться наукой. Так, философ Бертран Рассел говорил: «История — еще не наука. Ее можно заставить казаться наукой лишь с помощью фальсификаций и умолчаний». Социолог Эмиль Дюркгейм говорил: «История может считаться наукой лишь в той степени, в которой она объясняет мир». На постижение законов истории претендовал марксизм, выдвинувший теорию общественно-экономических формаций и утверждавший, что развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, которые и определяют сущность каждой формации. Но этот подход не позволяет объяснить глубокие различия между характером развития общественных отношений у различных народов. Герберт Спенсер и Освальд Шпенглер рассматривали человеческие общества как подобие биологических организмов, которые рождаются, живут и умирают. Арнольд Тойнби проделал колоссальную работу, описав в 12 томах историю 21 цивилизации (первый том этого труда вышел в свет в 1934 году). Он пытался сравнивать развитие этих цивилизаций и пришел к выводу, что цивилизация рождается как «ответ» конкретного общества на «вызов» со стороны природы или других обществ. «Вызовом» могло быть перенаселение, вторжение внешних врагов или другое событие, ставящее под угрозу существование общества, а «ответом» — социальная организация или технические новшества, позволяющие обществу выжить. В середине XX века наиболее популярной теоретической концепцией исторического развития стала теория модернизации. По определению одного из создателей этой теории, Сирила Блэка, модернизация — это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порожденным промышленной революцией. Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций, культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eе авторы Фридрих Ратцель, Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.

В 1963 году Уильям Макнил, один из учеников Тойнби, опубликовал монографию «Восхождение Запада». Он детально описал фундаментальные открытия древности и Средних веков, которые вызвали радикальные перемены в общественной структуре. Но эта концепция не давала ответа на вопрос о причинах катастрофических кризисов, время от времени постигавших различные страны. Немецкий экономист Вильгельм Абель, сопоставив динамику численности населения Европы с динамикой цен, пришел к выводу, что картина циклического развития экономики с XII века вплоть до промышленной революции в целом соответствует мальтузианской теории. В 1950-1960-е годы мальтузианская теория циклов нашла подробное отражение в обобщающих трудах Слихера ван Бата, Карло Чиполла и ряда других авторов. Большую роль в разработке этой теории играла французская школа «Анналов», в частности работы Жана Мевре, Пьера Губера, Эрнеста Лабрусса, Фернана Броделя, Эммануэля Ле Руа Ладюри. В 1958 году, подводя итог достижениям предшествующего периода, редактор «Анналов» Фернан Бродель заявил о рождении «новой исторической науки», La Nouvelle Histoire. Он писал: «Новая экономическая и социальная история на первый план в своих исследованиях выдвигает проблему циклического изменения. Она заворожена фантомом, но вместе с тем и реальностью циклического подъема и падения цен». В скором времени существование «новой исторической науки» было признано во всем западном мире. В Англии она стала называться новой научной историей, а в США — новой экономической историей, или клиометрией. Исторический процесс описывался клиометристами с помощью огромных числовых массивов, баз данных, закладываемых в память компьютеров. В 1974 году вышел первый том «Современной миросистемы» Иммануила Валлерстайна. Развивая идеи Фернана Броделя, Валлерстайн показал, что становление мирового рынка связано с неравномерностью экономического развития. Страны «мирового центра», где появляются новые технологии и откуда исходит диффузионная (а иногда и завоевательная) волна распространения инноваций, благодаря этому эксплуатируют страны «мировой периферии».

В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна. Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство. В работе «В погоне за мощью» Уильям Макнил, описывая диффузионные волны, порожденные техническими открытиями Нового времени, дополняет свою модель описанием мальтузианских демографических циклов. Таким образом, можно говорить о новой концепции развития человеческого общества, в которой внутреннее развитие общества описывается с помощью неомальтузианской теории, однако на демографические циклы иногда накладываются волны завоеваний, порожденных совершенными в других обществах открытиями. За этими завоеваниями следуют демографические катастрофы и социальный синтез, в ходе которого рождается новое общество и новое государство. В общем и целом, автор согласен с новыми веяниями в истории, ведь весь наш мир развивается циклически, а человеческие общества — часть этого мира. Однако он категорически против сделанного перечисленными выше историками выбора «основных причин» изменения человечества и мира. Слишком уж этих причин много, и «сколько людей, столько и мнений». Понятное дело, что любая выбранная «причина изменений» влияет на историю человечества — «в нашем мире нет ничего случайного, и все зависит от всего». Чтобы приблизить историю к науке, надо выбрать основную причину, которая в большей степени влияет на изменение человеческих обществ, а все остальные причины изменения рассматривать как дополнительные. К сожалению, современные историки до сих пор так и не додумались до этого. Что ж, давайте попробуем помочь им в этом. По мнению автора, основной такой причиной служит смена поколений людей, каждое из которых «отрицает» предыдущее поколение. Всего автор рассматривает четыре поколения людей, каждое  продолжительностью в четверть века. Первое поколение — это люди до 25 лет. Эти люди живут, прежде всего, настоящим. Второе поколение (автор называет его поколением «Главного Заказчика будущего») — это люди в возрасте от 25 до 50 лет. Мысли именно этого поколения людей устремлены в будущее, а вдобавок они — самые активные люди на Земле. А потому, именно это поколение людей и определяет историю развития всего человечества. Третье поколение людей (самых умных и опытных) — это люди в возрасте от 50 до 75 лет. Однако их мысли устремлены уже не в будущее, а в настоящее и прошлое. Ну и, наконец, четвертое поколение — это люди старше 75 лет. Их мысли сосредоточены, в основном, на прошлом.

Именно смена поколений и определяет Всемирную историю. Всемирная история — это процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Всемирный исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на хронологические периоды. Иногда под всемирной историей понимается рассмотрение истории отдельных стран или совокупности историй своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Прусский историограф Леопольд фон Ранке по этому поводу замечал: «Более или менее полное собрание истории отдельных народов еще не составило бы никакой всемирной истории, ибо оно потеряло бы из виду взаимосвязь вещей. Но задача всемирной истории как науки как раз и заключается в том, чтобы познать эту взаимосвязь, показать ход развития великих событий, которые связывают все народы и управляют ими. То, что такая общность имеется, является очевидным». Историческое развитие человечества реализуется двумя способами: путем постепенного прироста открытий и находок, а также путем качественных скачков или революций, составляющих эпохи в материальной и духовной эволюции. Сельскохозяйственная (неолитическая) революция привела к развитию цивилизаций, оседлых сообществ, то есть перешедших от кочевого образа жизни (скотоводство и собирательство) к земледелию. В этих древних цивилизациях была изобретена письменность, позволившая передавать знания из поколения в поколение на материальных носителях. Это стимулировало развитие многообразных ремесел, разделение труда и расслоение общества на классы. Разрозненные поселения, сконцентрированные вокруг жизнеобеспечивающих источников ресурсов — плодородных естественно орошаемых земель, воды (рек и озер), обильных выпасов для скота — позже интегрировались в более крупные образования. Этому также способствовало совершенствование транспортных средств. Эти естественные процессы развития древних сообществ, сопровождавшиеся соперничеством и конфликтами между соседними сообществами, развиваясь на протяжении тысячелетий, привели к образованию государств и, затем, сверхдержав (империй).

Падение Римской империи в Европе в конце античной эпохи ознаменовало начало Средневековья. В середине XV века изобретение Иоганном Гутенбергом современного книгопечатания — оттисков на бумаге покрытого краской и вырезанного на деревянных досках зеркального шрифта, совершило переворот в коммуникациях, помогая завершиться Средневековью и возвестив о Новом времени, Возрождении и научно-технической революции. К XVIII столетию накопление знаний и технологий, особенно в Европе, достигло критической массы, которая вдохнула жизнь в Промышленную революцию. Более четверти тысячелетия наука, знания, технологии, торговля и сопутствующие им войны ускорялись в геометрической прогрессии, создавая как благоприятные условия, так и угрозы, с которыми ныне сталкивается человеческое сообщество, населяющее планету. Новые философские воззрения и верования возникали как на Востоке, так и на Западе, особенно в VI в. до н. э. В это время в мире развилось множество религий, самыми ранними из крупнейших стали индуизм и буддизм в Индии, зороастризм в Персии. Зарождение иудаизма положило начало авраамическим религиям. На Востоке возникли крупные школы философской мысли, среди них до нынешних дней доминируют китайские мыслители. Широко известны — даосизм, легизм и конфуцианство, последняя традиция остается преобладающей. Последователи Конфуция ищут политическую мораль не в силе закона, а в силе примера и традиций. На Западе древнегреческая философская традиция была представлена школами Платона и Аристотеля. Она проникла из Европы на Средний Восток в IV в. до н. э. в ходе завоеваний Александра Македонского. Почти все аграрные цивилизации были существенно ограничены их окружающей средой. Производительность труда оставалась низкой, климатические изменения легко провоцировали циклы экономических бумов и спадов, которые приносили развитие и упадок цивилизациям. Со времен Римской Империи и до XVI в. среднемировой уровень жизни снизился на 10 %, особенно пострадал в экономическом плане Ближне-Восточный регион.

Однако приблизительно к 1500 г. произошло качественное изменение во всемирной истории. Технологический прорыв и благосостояние порожденное торговлей, постепенно привели к расширению возможностей. Задолго до XVI в. некоторые цивилизации сформировали развитые общества. Древние греки и римляне образовали государства с развитыми общественными отношениями, поддерживаемые развитой денежной экономикой, с финансовыми рынками и правом частной собственности. Эти институты создали условия для постоянного накопления капитала и роста производительности труда. По некоторым оценкам, доход на душу населения в Римской Италии, одном из наиболее развитых регионов Римской империи, был сравним с аналогичным показателем развитых экономик в XVIII в., а Македония (современная Греция) достигла показателей уровня жизни II в. только в XIX веке. Эпоха Возрождения наступила в Европе в XIV веке. Некоторые современные ученые задаются вопросом: действительно ли расцвет искусств и идей гуманизма принес пользу науке, или важным оказалось слияние накопленных знаний арабской и европейской культур. Одним из важнейших открытий стало создание каравелл, в которых комбинировались арабские треугольные и европейские прямые паруса. Каравеллы стали первыми судами, способными безопасно пересекать Атлантический океан. Наряду с важными разработками в области навигации эта технология позволила Христофору Колумбу в 1492 переплыть через Атлантический океан и связать Африку и Евразию с Америкой. Это событие имело драматические последствия для всех трех континентов. Европейцы принесли с собой вирусные заболевания, с которыми коренные американцы никогда не сталкивались. Значительная их часть погибла в ходе ряда опустошительных эпидемий. Европейцы, используя лошадей, сталь и огнестрельное оружие, имели технологическое преимущество, способствовавшее им в победе над империями ацтеков и инков, а также североамериканскими культурами. XX век сопровождался упадком европейского доминирования в мире в связи с опустошительными Первой и Второй мировой войнами, а также началом холодной войны между США и СССР. После окончания Второй мировой войны была образована Организация объединенных наций в утопической надежде на то, что она сможет разрешать конфликты между нациями и предотвращать будущие войны, однако даже такая организация не оправдала мечты об идеальном миропорядке. В 1991 г. Советский Союз распался, оставив в одиночестве США, как государство, владеющее титулом «сверхдержава» (появилась тенденция «Пакс Американа»).

Век породил мощные светские идеологии различной политической направленности. Первая такая идеология, принятая на государственном уровне после 1917 г. в Советском Союзе в виде социализма, распространилась после 1945 г. в Центральной Европе, Югославии, Болгарии, Румынии, Албании, Северной Корее и Вьетнаме; в 1949 г. в Китае; в 50-60-х гг. — в ряде стран третьего мира. Противоположная крайняя идеология милитаристского фашизма в 20-30-х гг. сформировала диктаторские режимы, контролировавшие Италию, Германию, Японию и Испанию. Как видите, уважаемый читатель, в двадцатом веке в нашем мире случилось очень много самых различных перемен, и все они были вызваны своими собственными причинами. До этого крупные перемены в мире тоже происходили, но значительно реже. Казалось бы, никак невозможно выделить «основную причину перемен», тем не менее, автор решил попробовать, и у него получилось. Такой причиной стала смена поколения «Главного Заказчика будущего» при качании «полувековых качелей смены поколений». В каждом веке явно просматривается два пика махов этих качелей — в 37 и 87 годах каждого века. Поколение «Главного Заказчика будущего» попеременно строит у себя в стране, то — более традиционное общество, то — менее традиционное. Причем, когда на Западе выстраивается более традиционное общество, у нас в России (и на всем Востоке) — мене традиционное, и наоборот. Правда, традиции в России и на Востоке довольно сильно различаются друг с другом (в то время, как на Западе и в России они идентичны). С начала очередного маха качелей смены поколений происходят быстрые изменения в человеческих сообществах (в ту или иную сторону), затем наступает период относительной стабильности, после чего происходит мах в другую сторону и опять наступает период стабильности. Время смены периодов внутри пятидесятилетнего маха различаются друг от друга, но начало и окончание каждого маха неизменно. Если Вы сомневаетесь в этом, откройте историю любой страны, принадлежащей к одному из трех блоков — Запад, Россия, Восток, за последние пятьсот лет и проверьте, уверяю Вас, Ваши сомнения развеются. Лишь приграничные страны между этими блоками составляли исключение из данного правила — «все смешалось в доме Облонских».

Таким образом, можно сформулировать Общемировой Закон истории примерно так — история человечества развивается циклически (как и все в этом мире), подчиняясь махам «пятидесятилетних качелей смены поколений». А каждый мах включает в себя четыре периода — период быстрых изменений в одну сторону, период относительной стабильности, период быстрых изменений в другую сторону и опять период относительной стабильности. Если Россия и Восток постоянно находились в одной фазе этих махов, то Запад — в противоположной фазе. Правда, традиции России и Востока сильно различались между собой. А каждое последующее поколение «Главного Заказчика будущего» отрицало предыдущее поколение — если до этого традиционность общества падала, то после она снова поднималась, и наоборот. Этому правилу всегда подчинялись и сами жители всех трех блоков (Запада, России и Востока), и все крупные войны между ними, и революции внутри этих блоков. Правда, «казус белли» (формальный повод для объявления войны) всегда был разным, но внутренняя суть любой крупной войны всегда оставалась без изменения — это противоречие между воюющими человеческими сообществами. Самым же главным (и неустранимым) противоречием между Россией и Западом всегда была и остается разнофазность процесса смены поколений. Таким образом, единственный способ избавиться от этого вечного источника войн, это — уничтожить его. Ну а противоречия в традициях между Россией и Востоком со временем сами исчезнут. В девяностые  годы прошлого века авторское поколение «Главного Заказчика будущего» построило в России менее традиционное общество, а нынешнему поколению предстоит построить более традиционное общество.