Мир, как он есть — 12
Давайте поговорим о двенадцатом Общемировом Законе изменений. Очевидно, что всякое изменение расчищает путь для других изменений, и изменения в нашем мире всегда следуют «по пятам друг за другом». Тезис «Изменись сам и за тобой изменится весь мир» лишь ненамного отличается от действительности, достаточно заменить слово «весь» на слова «окружающий», и Вы получите истинную картину. Ну а когда людей, решивших себя изменить, наберется достаточно много, представленный выше тезис станет справедлив уже для всего нашего мира. Со временем изменяются и человеческие суждения, а вместе с ними изменяется и окружающая нас реальность, и наоборот. Но одно остается неизменным — люди постоянно воюют друг с другом. А между тем, Запад не может существовать без Востока, а Восток — без Запада, ровно так же, как мужчина без женщины и одно полушарие человеческого мозга — без другого. Вместо того чтобы противопоставлять себя и воевать друг с другом, Западу и Востоку следует сотрудничать между собой. Вспомним слова Ницше: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Продолжить эту фразу можно так: «Все, что нас убивает, делает нас слабее, причем это относится и к тем, кого убивают, и к тем, кто это делает». Люди постоянно проводят операции на своем родном планетарном сознании, причем делают они это самым варварским способом, рассекая сложившиеся в мире связи. В нейрохирургии такая операция называется лоботомией, в результате ее проведения пациент, чаще всего, становится идиотом. Вот здесь то и «зарыта собака», и эта «собака» ни за что не позволит человечеству достигнуть «светлого будущего» до тех пор, пока не прекратятся войны. Складывается впечатление, что войны буквально забиты в подсознание людей. Подсознание (в терминологии Юнга «коллективное бессознательное») — это культурные корни социума, включающие язык, религию, былины, сказки, привычный образ жизни, исторические традиции и пр. Другими словами, все то, что определяет «архетип» социума. Архетип (первообраз) в соответствии с определением Юнга есть универсальные, изначальные, врожденные психические структуры социума, не имеющие своего источника в отдельном индивидууме и составляющие содержание «коллективного бессознательного. Сознание же социума включает в себя законы, кодексы и правила поведения людей, принятые в данном социуме. В переходные же периоды любой социум управляется своим подсознанием, а не сознанием, так же, как и каждый отдельный человек в экстремальных условиях. И такая ситуация транслируется из века в век, пока сохраняется носитель архетипов — культура социума.
Мы с Вами, уважаемый читатель, живем в «эпоху перемен». А чем отличается такая эпоха от всех остальных? Только одним — размахом произошедших в ней изменений. А теперь другой вопрос — когда именно наступают подобные эпохи в истории развития человечества? Очевидно, что, прежде всего, на стыке больших эпох, например, как сейчас, на стыке Кали-юга и Двапара-юга. Но только ли тогда? Нет, не только! Большие эпохи длятся тысячелетиями, и в каждом таком периоде времени случаются по несколько «эпох перемен». И еще один вопрос — какова продолжительность подобных эпох? Нижний предел продолжительности «эпохи перемен» определяется махом качания «пятидесятилетних качелей смены поколений» и составляет 50 лет. А вот верхний предел продолжительности зависит от размаха изменений. Например, нынешняя «эпоха перемен» длится уже более века, и то, что она закончится в 2037 году — является лишь авторским предположением. Судя по всему, размах изменений становится тем больше, чем меньше он был в предыдущие эпохи, и чем дольше эти эпохи продолжались. Другими словами, в нашем мире выполняется закон сохранения — со временем накапливается потенциал изменений, и время от времени, этот потенциал «выплескивается наружу». В любом случае, общая продолжительность «эпохи перемен» обязательно кратна 25 годам (времени смены одного поколения современных людей). Как видите, авторские рассуждения вполне логичны. Подавляющее большинство людей уверены, что логику придумали сами же люди. Однако это не совсем так, люди действительно приложили к этому руки, и назвали придуманную логику «человеческой», но вот есть ли она на самом деле — большой вопрос, ведь, сколько людей, столько и логик. Согласитесь, что придумать новую логику может только тот, кто логикой уже обладает, иначе никак не получается. Стало быть, любой, кто это сделал (например, Лобачевский) обладал какой-то логикой еще до того, как рассказал людям о своих мыслях и о своей логике. И эту изначальную логику придумал уже не человек, а наше мироздание.
Согласно Википедии, логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος — «логос», «рассуждение», «мысль», «разум», «смысл») — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых на логическом языке. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах мышления. Так как мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает методы достижения истины в процессе познания опосредованным путем, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому ее также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. В любой науке логика служит одним из основных инструментов. Кроме философии, логика также является подразделом математики, а булева алгебра — одной из основ информатики. Классическая логическая теория далеко не совершенна: основное ее содержание формулируется на особом, созданном для своих целей языке, использует предметное мышление. В ней не предполагается использование контроля прагматических ошибок, погрешностей, нелинейностей используемых систем отсчета, пограничных ошибок описания, релятивизма масштабирования (относительность предметов и их пространственных характеристик, к примеру: человек велик относительно муравья, но в то же время мал относительно слона) и т. п. Вследствие чего, принято считать нормальным факт наличия в ее языке парадоксов и априорных утверждений, кустовых эффектов словаря и т. п. Подобно тому, как умение говорить существовало еще до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Логические операции: определение, классификация, доказательство, опровержение и др. — нередко применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности неосознанно и с погрешностями. Некоторые склонны считать собственное мышление естественным процессом, не требующим анализа и контроля больше, чем, скажем, дыхание или движение, но реальное мышление не сводится просто к логической последовательности. В процессе решения возникающих задач также существенны: интуиция, эмоции, образное видение мира и многое другое. Однако нестрогость мышления еще не значит, что оно не подчинено логике. Основная цель (функция) логики всегда оставалась неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. При этом предполагается, что вывод зависит только от способа связи входящих в него утверждений и их строения, а не от их конкретного содержания. Изучая, «что из чего следует», логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного мышления.
Различают неформальную, формальную, символическую и диалектическую логики. Неформальная логика (термин принят, прежде всего, в англоязычной литературе) — исследование аргументации в естественном языке. Одной из ее главных задач является исследование логических ошибок, философская логика, теория аргументации, логический анализ языка. Любой вывод, сделанный на естественном языке, обладает чисто формальным содержанием (смысл рассуждения может быть разделен на форму мысли и собственно содержание), если можно показать, что он является частным применением абстрактного универсального правила, которое отвлекается от всякого конкретного предмета, свойства или отношения. Именно этот вывод с чисто формальным содержанием называют логическим выводом и основным предметом логики. Анализ вывода, который раскрывает это чисто формальное содержание, называется формальной логикой. Символическая логика изучает символические абстракции, которые фиксируют формальную структуру логического вывода. Диалектическая логика — наука о мышлении в марксизме. Здесь понятие мышления употребляется в смысле Логоса как предмета античной философии, а диалектическая логика — уже в смысле отдельной науки, как физика или формальная логика. Диалектическое рассуждение учитывает законы формальной логики. Вместе с тем, осуществляя анализ динамики перехода понятий в свою противоположность, оно допускает, что противоположности совпадают, ориентируется на законы диалектики. В рамках формальной логики имеется группа логик, именуемых неклассическими (иногда также используется термин «альтернативные логики»). Эта группа логик существенно отличается от классических логик путем различных вариаций законов и правил (например, логики, отменяющие закон исключенного третьего, меняющие таблицы истинности и т. д.). Благодаря этим вариациям возможно построение различных моделей логических следствий и логической истины.
Другими словами, «сколько людей, столько и мнений», а сколько мнений, столько и логик, их доказывающих. Именно по этой причине, автор предпочитает пользоваться исключительно «математической логикой» (дважды два, всегда и для всех — четыре), ну а если кто-то из читателей не обладает такой логикой, «кто не спрятался, я не виноват». Концепции логики различаются между собой, прежде всего, по способам решения теоретических проблем логики, связанных с основаниями математики. По этому признаку различают психологизм (тенденция в философии и гуманитарном знании к объяснению духовных явлений и идеальных сущностей работой индивидуального или коллективного сознания). Логицизм (одно из основных направлений обоснования математики и философии математики, ставящее целью сведение исходных математических понятий к понятиям логики). Формализм (один из подходов к философии математики, пытающийся свести проблему оснований математики к изучению формальных систем). Интуиционизм (совокупность философских и математических взглядов, рассматривающих математические суждения с позиций «интуитивной убедительности». Различаются две трактовки интуиционизма: интуитивная убедительность, которая не связана с вопросом существования объектов, и наглядная умственная убедительность). Конструктивная математика (абстрактная наука о конструктивных процессах, человеческой способности осуществлять их, и об их результатах — конструктивных объектах). Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов рассуждения получила основательное развитие изначально только в трех традициях: в китайской, индийской и греческой. Хотя точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трех культурах в IV веке до н. э. Современная логика, разработанная формально изощренно, происходит, в конечном счете, из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята не напрямую, а при посредничестве и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских логиков. Логика в своем развитии прошла три порога: порог формализации рассуждений (во всех трех традициях); введение условных (символических, буквенных и числовых) обозначений (только европейская традиционная логика); научная революция, с которой началась современная логика, — математизация (внесение в логику математических методов).
Автор так подробно остановился на логике лишь по одной причине — Общемировой Закон изменений входит во второй десяток «круга Общемировых Законов», и потому, интуитивных знаний в нем больше, чем логических. А стало быть, и основное внимание автора сосредоточено именно на логических связях этого закона с другими законами. Вот давайте об этом и поговорим. Автор уже писал здесь, что любой Общемировой Закон является причиной и следствием любого другого закона из этого «круга законов». Но наиболее связаны друг с другом соседние законы. Смотрите сами, все семь серединных законов (закон истории, демократии, цикличности, изменений, человеческой логики, реальностей и исключительности человека) рассказывают, прежде всего, об изменениях, происходящих в человеческой истории, и отличаются друг от друга лишь нюансами человеческого подхода к истории. А центральный закон этой семерки рассказывает о самих изменениях. Очевидно, что любые изменения различаются, прежде всего, своей величиной (кардинальностью). Небольшие изменения вызывают такие же небольшие изменения и в истории человечества, а кардинальные изменения способны перевернуть всю историю буквально «с ног на голову». Именно такими изменениями и характеризуется любая «эпоха перемен». И больше всего таких изменений пришлось в последнее время именно на Россию — революция 1905 года, первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, вторая мировая война, либерально-буржуазная контрреволюция в России 90-х. И точка в этой череде изменений пока еще не поставлена. О чем это говорит? О том, что и точку в этой череде изменений придется ставить нам. В России все началось (с Крымской войны в 1853-1856 годах, которая закончилась поражением России), в России все должно и закончиться (по мнению автора, в 2037 году — победой России). Под восточным вопросом тогдашние историки понимали ряд спорных моментов российско-турецких отношений, которые в любой момент могли привести к конфликту. Главные проблемы восточного вопроса, которые и стали основной для будущей войны, следующие. Потеря Крыма и северного Причерноморья Османской империей в конце 18 века постоянно стимулировало Турцию начать войну в надежде вернуть территории. Так начались войны 1806-1812 и 1828-1829. Однако в их результате Турция потеряла Бессарабию и часть территории на Кавказе, что еще больше усиливало желание реванша. Принадлежность проливов Босфор и Дарданеллы. Россия требовала открыть для черноморского флота эти проливы, в то время как Османская империя (при давлении стран Западной Европы) игнорировала эти требования России. Наличие на Балканах, в составе Османской империи, славянских христианских народов, которые боролись за свою независимость. Россия оказывала им поддержку, тем самым вызывая волну возмущения турок по поводу вмешательства России во внутренние дела другого государства.
По мнению современных историков, дополнительным фактором, который усиливал конфликт, было желание стран Западной Европы (Британии, Франции, а также Австрии) не пустить Россию на Балканы, а также закрыть ей доступ к проливам. Ради этого страны готовы были оказывать Турции поддержку в потенциальной войне с Россией. Ну а, по мнению автора этого сайта, это был не дополнительный фактор, а самый, что ни на есть, основной. Проблемные моменты назревали на протяжении конца 1840-х, начала 1850-х. В 1853 году турецкий султан передал Вифлеемский храм Иерусалима (тогда территория Османской империи) в управление католической церкви. Это вызвало волну возмущения высшей православной иерархии. Этим решил воспользоваться Николай 1, используя религиозный конфликт как повод нападения на Турцию. Россия потребовала передать храм православной церкви, а заодно также открыть проливы для черноморского флота. Турция ответила отказом. В июне 1853 года российские войска перешли границу Османской империи и вошли на территорию зависимых от нее Дунайских княжеств. Николай 1 рассчитывал, что Франция слишком слаба после революции 1848 года, а Британию можно задобрить, передав ей в будущем Кипр и Египет. Однако план не сработал, европейские страны призвали Османскую империи к действию, обещая ей финансовую и военную помощь. В октябре 1853 года Турция объявила войну России. Так началась Крымская война 1853-1856 годов. В истории Западной Европы эту войну называют Восточной. В апреле 1854 года в эту войну вступают британские и французские войска, из-за чего расширяется театр боевых действий, а также происходит перелом в ходе войны. Союзнические войска превосходили российские с технической стороны, что и стало основной причиной поражения России. Сын Николая Александр II (Освободитель) вошел в историю как умеренно-либеральный царь-реформатор. Прежде всего, он отменил крепостное право (1861), восстановил автономию университетов, расширил местное самоуправление — ввел суды присяжных и земские собрания, а также реформировал армию на основе всеобщей воинской повинности (1874). При Александре II окончательно был «замирен» Кавказ, а в состав России после поражения имама Шамиля вошли Чечня и Дагестан (1864). Россия вела успешные войны против Турции на Балканах, что привело к освобождению южнославянских народов, в частности в 1878 году полную независимость получила Сербия и фактическую — Болгария. При Александре II Россия присоединила к себе Узбекистан и Туркмению (Ахал-текинская экспедиция).
С другой стороны, с конца 1870-х годов в стране имел место революционный террор (организации «Земля и воля», «Народная воля»), жертвой которого стал сам царь (1881). Сын же Александра II, Александр III, в официальной дореволюционной историографии именовался Миротворцем, поскольку в его правление впервые за долгое время Россия не вела больших войн. Александр Третий начал проводить так называемые контрреформы. В Манифесте от двадцать девятого апреля 1881 года царь заявляет о желании любой ценой сохранить самодержавие. Для укрепления самодержавия царь подвергает изменениям земское самоуправление. Согласно изданному в 1890 году «Положению об учреждениях…» было значительно усилено положение дворянского сословия, благодаря введению высокого имущественного ценза. Рассматривая интеллигенцию в качестве угрозы, император издает в 1881 году документ, представляющий собой множественные репрессивные права местной администрации, которой теперь разрешалось высылать без суда, вводить чрезвычайное положение, закрывать учебные заведения, а также предавать военному суду. В 1892 году издается так называемое «Городовое положение», ущемлявшее самобытность органов местного самоуправления. Таким образом, правительству удалось взять их под контроль, включив в единую систему государственных учреждений. Очень важным направление внутренней политики Александра Третьего было укрепление крестьянской общины. Законом от 1893 года царь запрещает залог и продажу крестьянских земель. Еще в 1884 году правитель проводит университетскую контрреформу, главной целью которой было воспитание смиреной интеллигенции. В это время была существенно ограничена автономия университетов. При Александре Третьем начинается разработка так называемого фабричного законодательства, сдерживающего хозяйскую инициативу в предприятии, исключающего всякую возможность борьбы за собственные права рабочих. Как видите, уважаемый читатель, налицо «отрицание отрицания». Именно это «отрицание» и вызвало, в конце концов, революцию 1905 года, правда, уже при Николае (20 октября [1 ноября] 1894 — 2 [15] марта 1917). Так что главным виновником череды революций в России можно смело считать поколение «Главного Заказчика будущего» в конце царствования Александра III — начале царствования Николая II.
В общем, как автор уже говорил, «всякое изменение расчищает путь для других изменений». А началом всех перечисленных выше изменений стала крымская война. В свою очередь, ее основная причина заключалась в отечественной войне 1812 года. И так можно продолжать до бесконечности. Однако это очень неблагодарная работа — искать в истории причины и следствия. И тех и других слишком много, и они взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Так что, более правильно, по крайней мере, с точки зрения автора, не искать причины и следствия тех или иных изменений, а просто определить, какое общество к данному историческому времени было построено — более традиционное или менее традиционное. А определив это, можно с большой долей уверенности прогнозировать, что следующее общество будет «отрицать» уже построенное. Это обусловлено действием диалектического закона «отрицания отрицания». Сущность этого закона состоит в том, что он отражает направленность и форму развития (от низшего к высшему, от простого к сложному, в форме спирали), отвечает на вопрос «куда идет развитие?» Переход к новому связан с частичным разрушением, отрицанием старого. Качественно новое выступает как противоположность старому и в этом его односторонность. А ведь было что-то хорошее и в старом. Потому-то Гегель говорил, что необходимо второе отрицание, т.е. нужен переход к третьей ступени. Но эта новая ступень должна включать в себя лучшее из того, что было на первой и на второй ступени, т.е. второе отрицание — это, по сути дела, синтез (например, маленький ребенок не умеет анализировать, у него неразвито абстрактное мышление, ему характерен целостный взгляд на мир на уровне чувственного отражения, без знания деталей; взрослый человек анализирует, дифференцирует мир вокруг себя и погружается в суету мира, в детали; при нормальной старости пожилому человеку характерна мудрость как целостный взгляд на мир, но на более высоком уровне, вобравшем с себя опыт всей жизни, т.е. синтетический взгляд на мир как дифференцированную целостность). Синтез завершает развитие. Поэтому закон формулируется как двойное отрицание.
Отрицание в диалектике — это: уничтожение устаревшего; сохранение лучшего (чтобы была преемственность в развитии); преобразование того, что сохранилось. Достаточно большую роль при этом играют и внешние условия, хотя источником отрицания старого являются внутренние противоречия в развитии самого предмета и развитие происходит как саморазвитие. Удержание лучшего очень важно, ибо при полном отрицании предмет уничтожится, и развития не будет. Например, зерно размололи, получилось новое качество — мука, но зерно развиваться уже не может. Другое дело, когда зерно проросло, росток как бы уничтожает зерно, но не полностью. Сам росток дает колос с новыми зернами. Росток погибает, но жизнь зерна продолжается. Внешние условия могут способствовать развитию, а могут ему препятствовать. Отрицание — это всегда разрешение противоречий предыдущего этапа развития, скачкообразный переход к новому качественному состоянию. За счет синтеза лучшего из старого база для развития расширяется, и оно становится необратимым, а темпы его убыстряются (расширяющаяся спираль, а не круговорот). Главные черты развития: поступательность; спиралевидный характер; необратимость; движение от низшего к высшему. Любое изменение — это процесс, точно так же, как и диалектическое отрицание. И только двойное отрицание дает какой-то окончательный результат относительно нулевого времени (времени, когда начинается первое отрицание). Таким образом, любое изменение можно рассматривать, как результат двойного отрицания. И это утверждение справедливо для всех сущностей нашего мира, относятся ли они к физике, биологии или психологии. Именно по этой причине автор и назвал «качели смены человеческих поколений» — пятидесятилетними. За первые двадцать пять лет происходит смена одного поколения людей на другое и отрицание результатов деятельности первого поколения, за вторые двадцать пять лет — опять смена поколений и второе отрицание. Как видите, уважаемый читатель, у подобных изменений нет ни начала, ни конца, есть лишь нулевое время и результат изменений относительно него. Таким образом, при прогнозировании будущего, первое, что надо сделать — это определить период времени, когда те или иные сущности сменяют друг друга и изменяющийся параметр этих сущностей.
А теперь давайте попробуем кратко сформулировать сам закон изменений. Итак, любое изменение в истории развития человечества есть результат двойного «отрицания» двух сменяющих друг друга поколений современных людей «Главного Заказчика будущего» (людей в возрасте 25 — 50 лет) в течение смены двух поколений (50 лет). Это относится и к любым другим изменениям всех возможных сущностей нашего мира, с той лишь разницей, что время осуществления этих изменений и их изменяющийся параметр — свои собственные для каждой отдельной сущности. К слову сказать, именно этот закон, в основном, и определяет цикличность развития всего нашего мира. Однако автор категорически против того, что его развитие идет по расширяющейся спирали. Такие слова красиво звучат в устах разнообразных философов, но не соответствуют действительности. Автор не согласен и с тем, что развитие всегда идет от низшего к высшему, и все в нашем мире исключительно прогрессирует. Увы, это не так! Да, в целом, прогресс в нашем мире, безусловно, лидирует над регрессом, но, к сожалению, это происходит далеко не со всем, и далеко не всегда. Тренд же развития определяется, главным образом, методом «проб и ошибок». Если бы это было не так, люди уже давным-давно достигли бы своего «светлого будущего» и давным-давно благополучно бы вымерли. Как ни крути, а развитие нашего мира возможно только в результате проб и ошибок. А конец развития («светлое будущее») одновременно означает и конец жизни. Так что, стремиться к «светлому будущему» не возбраняется, а вот, достигать его — совсем не стоит. Любая жизнь — это череда всевозможных изменений, пока они есть, есть и жизнь, а стоит им остановиться, жизни приходит конец. Слава Богу, «человеку свойственно ошибаться», именно это обстоятельство и является главным условием жизни всего человечества в целом. Так что, пробуйте и ошибайтесь, уважаемый читатель, как раз в этом и состоит жизнь любого человека. И чем чаще Вы будете делать и то, и другое, тем богаче будет Ваша жизнь. А чтобы делать это как можно чаще надо, прежде всего, иметь свою мечту.
Вот что по этому поводу думает Тоха Ха — автор «Похитителей мечты» (сайт «Ящик Пандоры»). «Есть у меня одна мечта. Написать книгу. Фантастический роман про психиологов. «Психиологи» — это обобщенный термин, выдуманный мной, включающий в себя различных профессиональных маркетологов, хорошо осведомленных в психологии и использующих эту науку в интересах бизнеса. Эти безликие шарлатаны разработали множество хитрых социально-психологических схем и формул, которые позволяют им, оболванивать большое количество людей. У всех этих негодяев — один хозяин и один центр управления, поэтому и конечная цель у психиологов одна — полное расчеловечивание нашего общества и превращение «избыточных людей» в подконтрольных потребителей без флага и Родины с последующей утилизацией. И знаете, у них это неплохо получается. Такая вот фантастическая история. Пишу я ее уже очень долго. Герои этой книги — обыкновенные люди, попавшие в ловушку коварных психиологов. И тут, как, наверное, перед любым писателем, встал важнейший вопрос: каким способом лучше всего раскрыть образы героев? Я много думал над этим. Поступки? Внешность? Может какие-то особенности характера, привычки, манера речи? Все это конечно — да. Но пришел я со временем к одному интересному умозаключению, и это было для меня большое открытие, которое, возможно, будет полезным людям, связанным с писательской деятельностью. Я пришел к выводу, что лучше всего персонаж раскрывается через его МЕЧТУ. Персонаж без мечты — пустышка. Каждому начинающему автору я бы советовал иметь в виду этот момент. Не обязательно озвучивать мечты героев в книге. Достаточно сразу определиться с этим для себя и держать эту информацию в голове. И тогда многое станет понятно. Персонаж начнет жить в вашей фантазии, сразу станут ясны его поступки, цели, начнется вырисовываться его характер, ход мысли, душа. Мечта будет формировать вашего персонажа. Лепить его. Делать личностью. Так как моя книга — это еще и история преображения, для трансформации личности я использовал все ту же формулу. Меняя под различными факторами и событиями мечту персонажа — за ней следом менялись и все его характеристики. Даже самый отпетый злодей вставал на путь исправления. И, конечно же, наоборот. Как сказал кто-то: «Твоя жизнь всегда будет двигаться в направлении твоей самой сильной мысли». Мечта — это не острое желание поесть картошки и не планы на вечер. Мечта — это курс, которым следует жизнь. Мечта — это и есть тот самый «магнит», вокруг которого крутится основное количество наших мыслей. И мечтать, как вы понимаете, можно о разном.
Но я как всегда решил пойти чуть дальше и применить свое открытие не к вымышленным литературным персонажам, а к настоящим вполне живым людям. И знаете, получилось. Я стал лучше понимать окружающих. Достаточно было просто узнать, о чем кто-то мечтает и вот он уже как на ладони. Ведь как звучит фраза из рекламы, неслучайно вложенная в уста маленькой девочки: «Мечтать нужно о ВЕЛИКОМ». О майонезе. И человек, мечтающий о майонезе, для меня сразу раскрывается, о нем сразу можно многое сказать. Давайте-ка представим этого персонажа. Наверное, это малообразованный, скучный гражданин потребительского склада ума, с лишним весом и кучей болячек — заветная мечта любого маркетолога-психиолога. Не такими ли нас делают рекламщики? Тупыми закормышами. И сделать они это хотят как раз через наши мечты. Ну конечно, это всего лишь реклама майонеза, и она абсолютно не влияет на общество, но все же давайте зададимся вопросом: о чем больше всего мечтают современные люди? Проверьте-ка карманы. Все ли на месте? Вы уверены? Ха-ха-ха. Мои наивные телезрители. Вы долгое время имели дело один на один с целым штатом профессиональных психиологов и манипуляторов, которые потратили много лет на изучение вашей психики и усовершенствование методов ее взлома. Пока вы пялились в телевизор и пускали слюни — вас каждый день наглым образом обворовывали, да что там — обдирали как липку, да так ловко, что вы даже ничего не заметили! И брали они у вас нечто намного ценнее, чем деньги. Хотя деньгами они вашими тоже не брезговали. Они украли ваши мечты. Знаете, как им это удалось? Потому что самое успешное преступление, это то, о котором никто не узнал. Есть для этого один хитрый трюк, он называется ПОДМЕНА. Излюбленный метод манипуляторов. Часто аферу с подменой проделывают картинные воры, незаметно заменяя в музеях шедевры искусства на дешевые копии. Психиологи делают примерно тоже, только не с материальными, а духовными ценностями. И вот я о чем. У каждого человека обязательно есть главная мечта жизни. И я сейчас не о том сверхмощном пылесосе по акции и не о вечеринке с красотками на яхте. А о мечте, с которой вы родились. Да. Родились. Откуда вообще берутся все эти мечты? Вы думали об этом? Что, если Бог посылает нас на Землю каждого с определенной миссией. Ведь как сказал еще один великий человек: «Два дня в твоей жизни самые важные: день, когда ты родился и день, когда понял, зачем».
Вот для того, чтобы мы поняли ЗАЧЕМ, в каждом из нас уже при рождении заложена собственная персональная созидательная мечта. Мечта ТВОРЦА. Ну же, вспоминайте!.. А ведь она была… та самая, заветная. Что теперь на ее месте? Где она сейчас? Где-то на самом дне вашего сознания, заваленная всяким барахлом, бытовой техникой, мебелью, грудой продуктов из полок супермаркетов, золотыми побрякушками, шампунями от перхоти, как у того лысого мужика из рекламы подгузников, моделями телефонов, брендами одежды, походами в кино и на дискотеки, тачками, компьютерными играми… И самое главное — пачками зеленой бумаги — основной мечтой современных людей. Эй, мужчина, за сколько вы продали свою детскую мечту? В какой момент вы стали мечтать только о вещах? Посмотрите на свою жизнь, это вот об этом вот вы мечтали?! Ловко же нас, мой друг, надули! Променять свою святую миссию на Земле на дешевую китайскую подделку. Да мы и сами уже давно дубликаты самих себя. Кому-то нужен стабильный заработок в торговой компании, но многим достаточно и бутылки пива под любимый сериал. Помните: меняя свои мечты — меняетесь и вы. Когда-то с помощью этой простой формулы маркетологи заглушили потенциал целого поколения. Я понял это, когда стал вспоминать и анализировать свои собственные детские мечты. Я долго разглядывал черно-белые фото в попытках найти их. Вот я на школьной линейке 1991 года стою с астрами в самый разгар уничтожения моей Родины. Всего 30 лет назад дети моего возраста мечтали полететь в космос. Знаете, о чем в этот момент мечтал я? О жвачке «Турбо»… Я думаю, многие узнали сейчас в этой мечте и себя в детстве. Теперь вы видите масштаб кражи?! Как ловко подменили мечту размером с космос до пропитанного вкусозаменителем куска токсичной резины! Задумайтесь на этом моменте. Оцените опасность и эффективность работы психиологов. А что же сейчас? Недавно мой знакомый учитель рассказала, как на уроке она беседовала со старшеклассниками о том, кто кем хочет стать в будущем, один достаточно прилежный ученик с невозмутимым видом ответил: «До 7 класса я мечтал стать киллером». Вдумайтесь: 14 лет было человеку, и он на полном серьезе мечтал убивать людей за деньги, как в крутых американских фильмах! Конечно же, киллером он станет, вряд ли, но его настоящая мечта тем временем украдена. Сейчас ему 17 , и он мечтает жить один без семьи, просто с собакой. Другой подросток вспомнил, что в детстве он мечтал быть Бэтменом, потом хотел стать Человеком-пауком. Сами ли они до такого додумались? Вот в чем фокус.
Маркетологи корректируют наши мечты на каждом этапе жизни. Я тоже когда-то повелся по неопытности на это и мечтал о «баунти» и райском наслаждении, о «юппи», в который нужно просто добавить воды, о «денди», в которую играют все. Потом я, как каждый порядочный мальчишка девяностых, мечтал быть роботом и пускать лазеры из глаз. Затем — чтобы у меня было много денег, и я ничего не делал, как в сериалах про богатых, которые тоже плачут. Потом мы мечтали быть такими же крутыми, как ковбой Мальборо, пить «правильное» пиво, ограбить банк и уехать жить в Лондон… «Реклама на меня абсолютно не действует», — уверены все мои ровесники, многие из которых уже на том этапе, когда мечтают о «Ловелас форте», «Биттнере» и «Гутталаксе». Ведь мечтать нужно о великом. Нет. Мы не мечтали полететь на Марс и осваивать науку, мы не хотели развиваться и строить справедливое высокоразвитое общество. Мы мечтали потреблять. Да что уж говорить про моих одноклассников, когда мечта всей страны — ее главная ИДЕЯ — идеология была убрана из конституции. Помечтали и хватит. Вместо этого нам предложили жрать, ржать и так далее… Психиологи похитили наши подлинные мечты, заменив их дешевыми копиями, суррогатами. Спорт, саморазвитие, музыка и литература появились в моих мечтах только после того, как я немного освободился от основной матрицы — прекратив смотреть телевизор и перестав отравляться табаком и алкоголем. Чтобы понять, для чего я родился, мне понадобилось 30 лет!!! Второй самый важный день в моей жизни наступил с такой огромной задержкой! Вот почему эта тема для меня так больна. А у многих моих знакомых этот день так до сих пор и не настал, и вряд ли настанет, пока они мечтают о «великом»… о майонезе. Неужели же наша потребность так и останется исключительно в хлебе и зрелищах?
Мечты человека характеризуют масштаб его личности. Эти материальные, узкоколейные, «дешевые» мечты говорят о том, что и человек мелочен, замкнут только на себе, своих интересах. Точнее — таких вот индивидуалистов, эгоистов и гедонистов, зацикленных на получении плотских удовольствий, которые мы принимаем за ПРЕДЕЛ мечтаний, из нас нарочно делают похитители истинных созидательных ценностей. Как писал Чехов: «…если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом…» Но людей сейчас всеми возможными ухищрениями уводят от разумного и великого, подсовывая мечту в виде усадьбы с крыжовником. Но если вспомнить, то герой чеховского рассказа, достигнув этой мечты, имея такую усадьбу и хрустя заветным крыжовником по ночам, стал похож на свинью: «…того и гляди хрюкнет в одеяло». Нас обокрали. Мы духовно нищие люди. У большинства нет никакой мечты. Выплатить кредит — это не мечта. Дождаться окончания рабочего дня и попить пивка — это не мечта. Потреблять — это не мечта. Вот откуда возникает это острое чувство внутренней пустоты, которое массово бросает в депрессию современных людей. Нам дали интернет, гаджеты, смешные видосики, ток-шоу и пепси. Но взамен отобрали наши настоящие истинные мечты. Нет мечты — нет цели. Люди без мечты — пустышки. Сникерс и Баунти направляют их «корабли» возможностей по морю жизни» (Тоха Ха). Подумайте над этими словами, уважаемый читатель, глядишь, и в Вас произойдут изменения. И никогда не забывайте, что жизнь и изменения ходят так же, как «мы с Тамарой ходим парой». Чем больше Ваша МЕЧТА, тем больше Ваша жизнь. И помните: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает».