Мир, как он есть – 15
Предлагаю поговорить о пятнадцатом Общемировом Законе исключительности человека. Все обнаруженные на сегодняшний день звездные системы устроены совсем иначе, чем наша Солнечная система — чем больше размер планеты, тем ближе она к звезде. Ну а у нас все перемешано, хотя все планеты нашей звездной системы располагаются вокруг Солнца на расстояниях, соответствующих тем же закономерностям, что и обнаруженные сегодня планеты других звездных систем. Причем, в пояс планет с необходимыми для возможного существования жизни условиями входят планеты примерно одинакового размера — Венера, Земля, Марс и Фаэтон (ныне пояс астероидов), а сразу за ними располагается газовый гигант Юпитер. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать один очень важный и несколько неожиданный вывод — наша Солнечная система уникальна, она разительно отличается от всех других ныне обнаруженных звездных систем. Уникальна и сцепка Земля — Луна внутри Солнечной системы. Исключений из правил всегда немного, вот как раз все мы (и живая природа, и люди, проживающие сегодня на Земле) являемся таким исключением. Наш мир имеет достаточное основание для своего существования и устроен он так, как устроен, прежде всего, для обеспечения существования разумной жизни. «В окружающем мире наблюдается определенный порядок и стройность, происхождение которых невозможно приписать самому миру. Этот порядок заставляет предположить существование некоего разумного организующего начала, установившего этот порядок. Это и есть Бог» (Фома Аквинский). В авторской же концепции этот Бог есть Мировое сознание, присущее всему пространству и материи нашего мира. Очевидно, что если бы в нашем мире не существовало какого-нибудь разумного начала, мир обязан был скатиться в хаос уже давным-давно, однако этого, как мы видим, не произошло. Проще всего осуществить это, используя разумные существа, в том числе, и человека. Это предположение тянет за собой и другое — о существовании в нашей Вселенной множества эгрегоров разумных существ. И каждый такой эгрегор в ответе за подчиненную ему территорию нашей Вселенной перед Вселенским сознанием. У кого-то эта территория больше, у кого-то меньше, ну а современному человечеству подвластна одна лишь Земля. И высшим существом человек является лишь в сравнении с другими живыми существами, проживающими на Земле, т.е. в сравнении с земной природой.
Если Вы играли в «крестики-нолики» на бесконечном поле, то наверняка заметили, что эта игра должна продолжаться бесконечно, так же как и жизнь человека, однако на практике мы наблюдаем совсем другую картину. Максимально продолжительная игра, которую наблюдал автор, легко уместилась на одной странице школьной тетрадки «в клетку». О чем это говорит? Да вот о чем — «всякий раз, как, только начинается игра, один из игроков довольно быстро совершает фатальную для себя ошибку. Такая ошибка вряд ли важна для человека при игре в «крестики-нолики», но абсолютно недопустима для игры под названием «жизнь». Таким образом, человек хоть и исключительная сущность, но и ему свойственно ошибаться. И это понятно, ведь вся жизнь человека состоит из «проб и ошибок», и если бы человек никогда не ошибался, он просто не смог бы жить в этом мире — нет ошибок, нет и развития. А человек, который прекращает развиваться, очень быстро прекращает и свою жизнь. Именно с этого обстоятельства и начинается уникальность человека. А что такое уникальность? Уникальность — это состояние, при котором некто или нечто не похож, ни на кого-либо еще, ни на что другое в сравнительном контексте. При использовании в отношении человека, термин уникальность применяется, чаще всего, в отношении его личности или некоторых его специфических характеристик, давая понять, что он, в отличие от других людей, обладает некими неповторимыми особенностями, не встречающиеся в пределах горизонта сравнения. А, как известно, «все люди разные», а стало быть, каждый из них уникален, даже в рамках одного и того же человеческого общества. А человечество в целом уникально в сравнении со всей остальной живой природой на Земле. Чаще всего, человека называют «общественным животным», и это вполне справедливое замечание в контексте его принадлежности к живой земной природе. Главное же отличие человека от животного заключается в силе его Веры (он всегда знает ответ на вопрос: что такое хорошо, и что такое плохо, хотя зачастую и ошибается в своих оценках). Именно это обстоятельство и заставляет человека все время возвращаться к этому вопросу. К слову сказать, животные тоже имеют свою Веру, но они никогда не сомневаются в ней, в отличие от человека. А человеку свойственно не только ошибаться, но и сомневаться.
Согласно Википедии, сомнение — психическое состояние или состояние ума, в котором возникает воздержание от окончательно определенного суждения, или/и раздвоения (троения и т. п.) его становления, из-за неспособности сознания сделать дискретный однозначный вывод. Если ум не может обнаружить причин, аргументов, которые бы позволили ему прийти к однозначному решению относительно правильности или ошибочности своего мнения, тогда сомнение является отрицательным (то есть фактически блокирование дальнейшего анализа и выводов, «избегание» дискретизации). Если же разум выявил причины и они равной, подобной, сравнительной важности, делая, таким образом, унитарное решающее мнение невозможным, тогда сомнение считается позитивным (включающим инвариантность). В обоих случаях результатом является: невозможность формирования окончательного суждения (воздержание от него). Существует множество примеров, где человек не может победить, дискретизировать, перевести в стадию определенности свои сомнения. Следует отметить также, что сомнение присуще в большей или меньшей степени любому суждению, и определенность или окончательность суждения никогда не является абсолютной. Суждение может считаться окончательным, или абсолютно определенным лишь в случае привязки к определенной ограниченной (фиксированной) точке зрения (так сказать, одной системы координат). Сомнение считается фундаментальным отличием мыслящей и немыслящей природы (кибернетического устройства). Задачи, стоящие перед существами мыслящими, имеют инвариантный набор решений, без эмпирических «взвешиваний» обойтись невозможно. Любое взвешивание может быть сделано только с допустимой погрешностью, а, в конечном счете, это означает наличие сомнения в достаточной для данного случая точности этого взвешивания. По своей природе, вычислительной машине не присуще сомнение. Состояние неопределенности парализует действие машины. Это в свою очередь означает, что пока вычислительная машина не начнет сомневаться, до того не получим конкурента человеческого члена в лице искусственного интеллекта. Для такого случая ученые должны найти алгоритм решения уравнений с множеством неизвестных, программисты — запрограммировать машину, и если машина сможет их решать, мы получим мыслящее киберустройство. А это сделать невозможно, в силу невозможности решить уравнение с n-ным количеством неизвестных. Сомнение является признаком мыслящего существа.
Сомнения присущи и животным (а значит, они тоже мыслят), но в гораздо меньшей степени, чем человеку. Таким образом, можно заключить, что главной причиной сомнений служит именно разум (разум же человека намного мощнее, чем у любого животного). Ну а главной работой разума является разбивка общей картины мира на составные части и их анализ поодиночке. Когда у человека не хватает доводов в пользу той или иной своей мысли, его посещают сомнения. Согласно же идеи о том, что сомнения являются тонкой формой или симптомом большего страха или фобии от эго, психологи и психоаналитики часто приписывают это явление в ранних стадиях жизни, когда он формируется, то есть, детства. Ученые утверждают, что именно там насаждается сомнение в собственных возможностях, и даже сама самоидентификация личности. Влияние родителей и других влиятельных лиц часто имеет глубокие последствия на последующее самовосприятие ребенка. В психопатологии, чрезмерное сомнение обычно ассоциируется с синдромом навязчивых состояний, и часто называют «болезнью сомнения». Другими словами, сами по себе сомнения — это хорошо, а когда их слишком много — это уже плохо. «Всему — своя мера». Ну а теперь поговорим о рассуждениях, которые так же присущи людям, как и сомнения. Рассуждение — это последовательный ряд мыслей и умозаключений в контексте определенной темы, изложенных в логически последовательной форме. В логике имеет двоякое значение — общее и специальное. В общем значении рассуждением называется деятельность рассудка; иногда рассуждение является синонимом понятия мышления. В специальном значении понятие рассуждение используется для обозначения анализа, умственного взвешивания доводов в пользу какого-либо положения, причем предполагается, что эти доводы излагаются связно и методично, так что могут служить достаточным основанием для вывода доказываемого положения. Всякое рассуждение естественно распадается на несколько частей; во-первых, на отчетливое и ясное определение темы или положения, которое составляет отправную точку, и доказательство которого представляет конечную цель рассуждения; во-вторых — и это главный момент рассуждения — перечисление и анализ доводов, говорящих в пользу доказываемого положения. Для того чтобы рассуждение было всесторонним, необходимо взвесить не только доводы за, но и разобрать instantia contraria, то есть необходимо показать, что все факты и положения, говорящие против доказываемого положения, имеют лишь кажущееся значение и могут быть с этим положением согласованы. Наконец, третий и последний момент всякого рассуждения — самый вывод или конечный результат его.
Центр тяжести всякого рассуждения лежит в умении находить доводы за и против, и анализировать их. Диалектика понятий, то есть всестороннее рассмотрение их и выведение одного понятия из другого, является могучим орудием рассуждения. Однако прежде чем начать рассуждения, человек должен сначала выявить термины, которыми он будет пользоваться, дать им определения, и только после этого приступать к самим рассуждениям. А многие люди забывают об этом, а потому, и рассуждения вполне взрослых людей зачастую походят на лепет младенца. К слову сказать, рассуждения присущи и животным, но в еще более меньшей степени, чем сомнения. Ну и наконец, последнее, чего у животных точно нет, это — логика. Согласно Википедии, логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος — «логос», «рассуждение», «мысль», «разум», «смысл») — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых на логическом языке. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах мышления. Так как мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает методы достижения истины в процессе познания опосредованным путем, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому ее также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. В любой науке логика служит одним из основных инструментов. Кроме философии, логика также является подразделом математики, а булева алгебра одной из основ информатики. Классическая логическая теория далеко не совершенна: основное ее содержание формулируется на особом, созданном для этих целей языке, использует предметное мышление. В логике не предполагается использование контроля прагматических ошибок, погрешностей, нелинейностей используемых систем отсчета, пограничных ошибок описания, релятивизма масштабирования (относительность предметов и их пространственных характеристик, к примеру: человек велик относительно муравья, но в то же время мал относительно слона) и т. п. Вследствие чего принято считать нормальным факт наличия в ее языке парадоксов и априорных утверждений, кустовых эффектов словаря и т.п.
Подобно тому, как умение говорить существовало еще до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Логические операции: определение, классификация, доказательство, опровержение и др. — нередко применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности неосознанно и с погрешностями. Некоторые склонны считать собственное мышление естественным процессом, не требующим анализа и контроля больше, чем, скажем, дыхание или движение, но реальное мышление не сводится просто к логической последовательности. В процессе решения возникающих задач также существенны: интуиция, эмоции, образное видение мира и многое другое. Однако нестрогость какого-то мышления еще не означает, что такое мышление не подчинено логике. Основная цель (функция) логики всегда оставалась неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. При этом предполагается, что вывод зависит только от способа связи входящих в него утверждений и их строения, а не от их конкретного содержания. Изучая, «что из чего следует», логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного мышления. Сфера конкретных интересов логики существенно менялась на протяжении ее истории. Сегодня рассматривается несколько типов логики. Неформальная логика (термин принят, прежде всего, в англоязычной литературе) — исследование аргументации в естественном языке. Одной из главных ее задач является исследование логических ошибок. Любой вывод, сделанный на естественном языке, обладает чисто формальным содержанием (смысл рассуждения может быть разделен на форму мысли и собственно содержание), если можно показать, что он является частным применением абстрактного универсального правила, которое отвлекается от всякого конкретного предмета, свойства или отношения. Именно этот вывод с чисто формальным содержанием называют логическим выводом и основным предметом логики. Анализ вывода, который раскрывает это чисто формальное содержание, называется формальной логикой. Символическая логика изучает символические абстракции, которые фиксируют формальную структуру логического вывода.
Диалектическая логика — наука о мышлении в марксизме. Здесь понятие мышления употребляется в смысле Логоса, как предмета античной философии, а диалектическая логика — уже в смысле отдельной науки, как физика или формальная логика. Диалектическое рассуждение учитывает законы формальной логики. Вместе с тем, осуществляя анализ динамики перехода понятий в свою противоположность, оно допускает, что противоположности совпадают, ориентируется на законы диалектики. В рамках формальной логики имеется группа логик, именуемых неклассическими (иногда также используется термин «альтернативные логики»). Эта группа логик существенно отличается от классических логик путем различных вариаций законов и правил (например, логики, отменяющие закон исключенного третьего, меняющие таблицы истинности и т. д.). Благодаря этим вариациям возможно построение различных моделей логических следствий и логической истины. Исторически логика изучалась как часть философии и риторики. Сейчас символическая логика также изучается как часть математики, информатики. Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов рассуждения получила основательное развитие изначально только в трех традициях: в китайской, индийской и греческой. Хотя точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трех культурах в IV веке до н. э. Современная логика, разработанная формально изощренно, происходит из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята не напрямую, а при посредничестве и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских логиков. Логика в Китае появилась в период появления большого количества школ, конкуренции и дискуссий между ними. Современник Конфуция Мо-цзы («Учитель Мо», «Мудрец Мо»; V-IV вв. до н. э) был известен как основатель моизма (школы мо цзя), представители которой занимались поиском источников достоверного рассуждения и условий его правильности. В области аргументации они предпочитали разработку рассуждения по аналогии разработке дедукции. В процессе анализа семантики языка моисты разработали метод классификации имен по степени их общности и деления вещей по видам (метод «трех правил»).
Одно из ответвлений моизма, логики (мин цзя, школа имен, V-III вв. до н. э), приступило к исследованию собственно формальной логики (ее представители подошли к открытию категорического силлогизма ранее или одновременно с ее формулировкой Аристотелем). Позднее, при династии Цинь, эта линия исследований исчезла в Китае, поскольку тогда философия легизма жестоко подавляла все остальные философские школы. Вновь логика в Китае появилась только с проникновением туда индийской логики буддистов и далее сильно отстала от развития европейской и ближневосточной логики. Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н. э. Две из шести ортодоксально-индуистских (ведийских) школ индийской философии — ньяя и вайшешика — занимались методологией познания, из этого проблемного поля и выделилась логика. Само название школы «ньяя» значит «логика». Главным ее достижением и была разработка логики и методологии, ставших впоследствии общим достоянием (ср. аристотелевская логика в Европе). Основным текстом школы были Ньяя-сутры Акшапады Гаутамы (II век н. э.). Поскольку ньяики считали единственным путем освобождения от страданий достижение надежного знания, они разрабатывали тонкие методы отличения надежных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания (четыре праманы): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство. Строгая пятичленная схема умозаключения включала в себя: начальную посылку, основание, пример, приложение и вывод. Буддийская философия (не входившая в число шести ортодоксальных школ) была главным оппонентом ньяиков в логике. Нагарджуна, основатель мадхьямики («срединного пути»), развил рассуждение, известное как «катускоти», или тетралемма. Этот четырехсторонний аргумент систематически проверял и отклонял утверждение высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания.
У Дигнаги и его последователя Дхармакирти буддийская логика достигла вершины. Центральным пунктом их анализа было установление (определение) необходимой логической присущности (включенности в определение), «вьяпти», также известное как «неизменное следование» или «убеждение». Для этой цели они развили учение об «апоха» или различении, о правилах включения признаков в определение или исключения их из него. Школа навья-ньяя («новая ньяя», «новая логика») была основана в XIII веке Ганешей Упадхьяей из Митилы, автора «Таттвачинтамами» («Сокровище мысли о реальности»). Впрочем, и он опирался на работы своих предшественников X века. Основателем логики в древнегреческой философии считается древнегреческий философ Аристотель, так как полагается, что он вывел первую логическую теорию. Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, Сократ и Платон. Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления. Его цикл сочинений «Органон» состоит из шести работ, посвященных логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Софистические опровержения». После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан. Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднее Джоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля. Суть индукции (обобщения) — в восхождении (в процессе познания) от частных случаев к общим правилам. Также необходимо искать причины своих ошибок. В 1662 году в Париже издан учебник «Логика Пор-Рояля», авторами которого являются П. Николь и А. Арно, создавшие логическое учение на основе методологических принципов Рене Декарта.
В конце XIX — начале XX веков были заложены основы т. н. математической, или символической, логики. Ее суть заключается в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной. Огромный вклад в развитие символической логики внесли такие ученые, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки. Начало XX века ознаменовалось становлением идей неклассической логики, многие важные положения которой были предвосхищены и/или заложены Н. А. Васильевым и И. Е. Орловым. В середине XX века развитие вычислительной техники привело к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и проблемы логического моделирования логических устройств и средств вычислительной техники. В 80-х годах XX века начались исследования в области искусственного интеллекта на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ. В 80-е годы начались также изменения в образовании. Появление персональных компьютеров в средних школах привело к созданию учебников информатики с изучением элементов математической логики для объяснения логических принципов работы логических схем и устройств вычислительной техники, а также принципов логического программирования для компьютеров пятого поколения, и разработке учебников информатики с изучением языка исчисления предикатов для проектирования баз знаний. И все это произошло буквально в последние годы. Никогда ранее человечество так быстро не изменялось, «эпоха перемен» однако.
А теперь давайте попробуем сформулировать сам закон уникальности человека. Человек — уникальное существо на Земле. И уникальность человека связана, прежде всего, с его разумом. Ну а Земля — уникальная планета нашей Солнечной системы, и ее уникальность обуславливается наличием на ней белковой жизни. Сама же Солнечная система уникальна в нашей галактике «Млечный Путь» тем, что на ее планетах были созданы такие условия, которые дали возможность зародиться и существовать белковой жизни. Ну а сама наша галактика является вполне заурядной галактикой в нашей Вселенной. Отсюда напрашивается вполне логичный вывод — Вселенная заселена великим множеством разумных существ самых различных форм жизни (на основе углерода, на основе кремния и т.д.). И человечество на Земле представляет собой результат лишь одной попытки создания разумных существ во Вселенной. Удачной была эта попытка или нет, судить не нам. Пока же, по мнению автора, результаты этой попытки все же удачней, чем подобной же попытки на Марсе. Существуют ли другие разумные существа на Земле и в ее окрестностях? Вполне возможно, что существуют, но создавалась Земля именно для того, чтобы на ней существовала белковая форма жизни. Кремне-органическим формам жизни — жить на нашей планете было бы затруднительно. Фридрих Энгельс дал такое определение белковой формы жизни: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ, прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Согласно Википедии, жизнь — основное понятие биологии — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с ее физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и ее деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует все многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи — генетическая информация, используемая для репликации.
Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих ее от не жизни. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако ученые в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: организацией (высокоупорядоченное строение), метаболизмом (получение энергии из окружающей среды и использование ее на поддержание и усиление своей упорядоченности), ростом (способность к развитию), адаптацией (адаптированы к своей среде), реакцией на раздражители (активное реагирование на окружающую среду), воспроизводством (все живое размножается), информация, необходимая каждому живому организму, расщепляется в нем, содержится в хромосомах и генах, и передается от каждого индивидуума потомкам. Также можно сказать, что жизнь является характеристикой состояния организма. Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента его рождения до его смерти. Существует более ста определений понятия «жизнь», и многие из них противоречат друг другу. Жизнь может определяться через такие слова как «система», «вещество», «сложность», «самовоспроизведение», «эволюция», и т. д. Минимальное определение, согласующееся со 123 определениями: жизнь это самовоспроизведение с изменениями (англ. Life is self-reproduction with variations). Как видите, уважаемый читатель, жизнь это не только воспроизведение, но и обязательные изменения. Нет изменений, нет и жизни. Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь — это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти. С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь — это процесс или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам Вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии. По мнению автора, это — самое точное определение жизни. По крайней мере, в этом определении нет упора именно на белковую жизнь, который присутствует во всех других определениях. Более того, такое определение позволяет отнести к «живой материи» любую материю нашей Вселенной, в которой энтропия со временем уменьшается, чем, собственно, автор здесь и занимается. «Тепловой смерти» нашей Вселенной не произошло (наоборот, она все время усложняется), а стало быть, она представляет собой живой организм. Именно из этих предпосылок и исходит автор.
Вселенная — это не имеющее строгого определения понятие в астрономии и философии. Оно делится на две принципиально отличающиеся сущности: умозрительную (философскую) и материальную, доступную наблюдениям в прошлом, в настоящем или в будущем. Любое исследование, любое наблюдение, будь то наблюдение физика за тем, как раскалывается ядро атома, ребенка за кошкой или астронома, ведущего наблюдения за далекой-далекой галактикой, — все это наблюдение за Вселенной, вернее, за отдельными ее частями. Эти части служат предметом изучения отдельных наук, а Вселенной в максимально больших масштабах, и даже Вселенной как единым целым занимаются астрономия и космология; при этом под Вселенной понимается или область мира, охваченная наблюдениями и космическими экспериментами, или объект космологических экстраполяций — физическая Вселенная как целое. При переходе к масштабам наблюдения за Вселенной меньше 100 Мпк. обнаруживается четкая ячеистая структура. Внутри ячеек пустота — войды. А стенки образованы из сверхскоплений галактик. Эти сверхскопления — верхний уровень целой иерархии, затем идут скопления галактик, потом локальные группы галактик, а самый нижний уровень (масштаб 5-200 кпк) — это огромное многообразие самых различных объектов. Конечно, все они — тоже галактики, но все они различны: это и линзовидные, неправильные, эллиптические, спиральные, с полярным кольцами, с активными ядрами и т.д. В общем, как ни крути, а распределение материи в нашей Вселенной далеко неоднородно, а строение — предельно сложное. А потому, автор с недоверием относится ко всем современным теориям космологии. Ведь главным принципом космологии является «космологический принцип, суть которого в том, что наблюдатели, независимо от места и направления наблюдения, в среднем обнаруживают одну и ту же картину». А между тем, «каждый видит то, что хочет увидеть» (вспомните о наблюдениях Козырева за космомом). Как говаривал в свое время Козьма Прутков — «нельзя объять необъятное».