Homo Argenteus. Сознательная история

Индивидуализм, коллективизм и кое-что еще

Индивидуализм, коллективизм и кое-что еще

Давайте поговорим здесь о главных принципах существования жизни на нашей планете, да и вообще во Вселенной. Это позволит нам сделать определенные практические выводы о том, правильно мы с Вами живем или нет. Только поняв это, можно как-то скорректировать свою жизнь на пути к «светлому будущему». Ведь невозможно спрогнозировать свое будущее, не зная настоящего и прошлого мира, в котором живешь. По мнению автора, самым главным принципом существования жизни в нашем мире является присущее всему живому свойство — обосабливаться от окружающего его мира. Даже самый мелкий микроб, пусть на очень низком уровне, но воспринимает свое собственное «Я», как хоть и небольшую, но отдельную часть мира. Зигмунд Фрейд в свое время обозначил это свойство человека (а по мнению автора, это свойство присуще всему живому) — термином «Эго». Эго (лат. ego от др.-греч. Εγώ «я») — согласно психоаналитической теории, та часть личности, которая осознается как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирование, оценку, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Эго является, наряду с Ид (Оно) и Супер-Эго (Сверх-Я), одной из трех психологических сущностей, предложенных Зигмундом Фрейдом для описания динамики человеческой психики. Эго, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность, но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Эго не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. Эго, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования. По мере развития любого индивида происходит дифференциация Эго и развитие Супер-Эго. Супер-Эго включает запреты и контроль инстинктивных импульсов через принятие родительских и социальных стандартов. И, таким образом, возникает нравственный конфликт, необходимый для роста и взросления личности. Эго играет роль посредника между Супер-Эго и Ид путем бессознательного создания защитных механизмов: отрицания, замещения, проекции, рационализации, реактивной формации, регрессии, подавления, сублимации и др. При осознании одного защитного механизма, он уступает место другим. Прогресс от немедленной реакции к контролируемому поведению, от дологического к рациональному мышлению происходит медленно и осуществляется в виде многих последовательных стадий на протяжении всего детства.

Даже достигнув физической зрелости, люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности эго. Это важное качество было названо Фрейдом «силой эго». Человеку с «сильным эго» свойственны следующие характеристики: он объективен в своих оценках окружающего мира и себя; его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс. С другой стороны, индивид со «слабым Эго» более схож с ребенком: его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искаженных и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов. Как видите, сам термин «Эго» не содержит в себе никаких положительных или отрицательных подтекстов, положительным или отрицательным может стать лишь «сила эго». С другой стороны, мы с Вами знаем еще один термин с тем же самым корнем — эгоизм. Согласно Википедии, эгоизм — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология считает такое противопоставление некорректным. А по мнению автора этого сайта, противоположностью эгоизма следует считать коллективизм. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм — такие как «разумный эгоизм», «гедонизм» (этическое учение, утверждающее наслаждение как высшее благо и цель жизни). В любом случае, эгоизм содержит в себе лишь негативный подтекст. Если же мы посмотрим на стайных животных, например, на стаю волков, то увидим там четкое разделением функций отдельных индивидуумов внутри стаи. Любой волк, с одной стороны, очень хорошо осознает свое собственное эго, а с другой, четко знает свое место в стаи. Такое построение стаи «на пользу» любому ее отдельному члену, а, соответственно, и всей стаи в целом. Другими словами, осознание своего эго внутри какого-либо сообщества никак не мешает проявлению в нем коллективизма.

А теперь давайте познакомимся с еще одним термином — с индивидуализмом. В соответствие с Википедией, «индивидуализм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности обществом или государством. Индивидуализм — есть противоположность  коллективизма». В соответствие с Кратким словарем философских терминов, «индивидуализм — тип мировоззрения, абсолютизирующий значение отдельной личности в ее противопоставлении человеческим общностям». Видный исследователь индивидуализма Фридрих Хайек указывал на принципиальное отличие индивидуализма от анархизма. Это отличие, по Хайеку, заключается в отношении к государству: «истинный индивидуализм — это, безусловно, не анархизм. Он не отрицает необходимости принудительной власти, но желает ограничить ее теми сферами, где она нужна для предотвращения насилия со стороны других, и для того, чтобы свести общую сумму насилия к минимуму». Как видите, Хайек утверждает, что индивидуализм лучше, чем анархизм, а стало быть, он лучше и эгоизма. И если индивидуализм является противоположностью  коллективизма, то эгоизм — и подавно. Сторонники неолиберализма («либерасты») выбрали для себя в качестве одного из главных принципов построения человеческих сообществ — индивидуализм вместо Братства. Но если внимательно посмотреть на нынешние сообщества людей, выстроенные по данному принципу, то можно заметить, что индивидуализм там все больше и больше замещается эгоизмом. И такое замещение происходит самопроизвольно! Вот отсюда и будем отталкиваться. Итак, обособление себя от окружающего мира — это общее свойство всего живого, и именно это свойство заставляет человека замещать индивидуализм на эгоизм. Несмотря на то, что слово «индивидуализм» не вызывает никаких негативных ассоциаций у любого человека, а слово «эгоизм» явно указывает на это.

Все прошлые государства на Земле (из известной нам истории человечества) были построены на принципах индивидуализма. Это относится и к рабовладельческим, и к феодальным, и к капиталистическим государствам. И в каждом из них индивидуализм постепенно замещался эгоизмом. Именно по этой причине история современного человечества — это история его войн. Эгоисты тоже могут договориться друг с другом, но только на короткое время, а потому, их союзы очень недолговечны. Это — прирожденный недостаток любого сообщества людей, построенного на принципах индивидуализма. И избавиться от этого недостатка можно только одним способом — построив общество на принципах коллективизма. Свобода личности все равно возьмет верх и в таком обществе, зато в нем не будет происходить самопроизвольное превращение индивидуализма в эгоизм. Таким образом, «индивидуальный капитализм» всех современных государств необходимо перестроить в капитализм социальный, только так можно добиться «светлого будущего» для будущего человечества. В любом случае, нынешний «бандитский индивидуальный капитализм», царствующий в современном мире, нежизнеспособен. Он способен привести мир только к новой  мировой войне с фатальными для человечества последствиями. Что мы все и ощущаем «всеми фибрами своей души», причем, с каждым днем все сильней и сильней. А что такое коллективизм? В соответствие с Википедией, коллективизм (фр. collectivisme) — собирательный социально-психологический термин, характеризующий любую доктрину или другую социальную установку, делающую упор на важность и ценность коллектива. С философской точки зрения — главенство интересов коллектива или группы (общества, государства, нации или класса) над интересами личности, признающей приоритет общественного блага над личным и добровольно подчиняющей свои интересы интересам общества. Противоположным понятием является индивидуализм. Коллективизм также понимается как принцип совместной деятельности людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга, особенно характерен для групп высокого уровня развития и коллективов, где сочетается с коллективным самоопределением и идентификацией, являясь основой группового единства и сплоченности.

Согласно исследователям (Парсонс Т.), существует переменная социального действия: ориентация на себя — ориентация на коллектив, в разных культурах ориентация на коллектив требуется в разном объеме, при этом ни в одной культуре не требуется полного подчинения интересов личности интересам коллектива, так же как не существует культурная модель, позволяющая человеку, входящему в коллектив полностью игнорировать его интересы. Исследователями (Hofstede, 1983; Triandis, 1989; Schwartz, 1990) выделяется индивидуалистическая культура, ориентирующая на минимальный уровень опеки и ответственности общества перед гражданами, дистанцированность и свободу социальных связей, избегание опеки со стороны групповых структур, рассматриваемых индивидом в качестве противовеса его личным интересам, и способствующая максимализации личной ответственности за свою жизнь, приоритету заботы о себе, личных целей над общественным благом, групповыми и общественными интересами, минимальный уровень следования нормам и обязанностям, предъявляемым индивиду обществом, слабую связь личных и групповых целей, а также коллективистская культура, представители которой ставят интересы группы выше своих собственных, ориентированы на значительную взаимную ответственность общества и граждан, участие коллектива в продвижении их личных интересов, социальные связи внутри коллектива характеризуются сплоченностью, разницы между членами группы и теми, кто вне ее, нет, для коллективистской модели отношений характерны такие ценности как преданность, жертвенность и терпимость; согласно сравнительному анализу (Triandis,1989), если для индивидуалистической культуры основным критерием поддержания взаимоотношений и взаимосвязей в обществе служит их прагматичность и выгодность-невыгодность, то в коллективистских культурах таким основанием служат моральные нормы и традиции. Ни одна из культур не существует в своем чистом виде и в рамках одного общества в различных коммуникативных средах может преобладать как индивидуалистическая, так и коллективистская система ценностей; в современных организационных структурах широко применяется командная форма организационной деятельности, соединяющая достоинства как индивидуалистической, так и коллективистской модели поведения: работа в команде признается (Harris, 2002; Miller, 2003) благоприятной средой, где каждый член организации может реализовать свои индивидуальные цели, способности и таланты, вместе с тем работа в команде требует от специалиста наличие важных коммуникативных и коллективистских навыков: умение вносить вклад в решение общей задачи; слушать; анализировать проблему и генерировать альтернативные решения; консультироваться; принимать решения; адаптироваться к ситуации; оказывать влияние, оказывать поддержку; вести себя в ситуации конфликта и т. д.

Как историко-философская теория коллективизм есть точка зрения, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами. Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм. Как полагают марксисты, подлинный коллективизм не отрицает саморазвития и самоопределения человека, а является его основой, обеспечивает формирование индивидуальности, защищает интересы личности. Термином коллективизм также обозначают социальные системы, радикализирующие принцип коллективизма и стремящиеся с помощью любых средств, включая и насилие, преобразовать общество во имя достижения единой цели, и подчиняющие во имя этой цели интересы индивида интересам общества. Существует мнение, что коллективизм является общей чертой тоталитарных систем XX века, таких как нацизм и фашизм. А по мнению автора, именно коллективизм преобладает в менталитете народов «вечных континентальных империй» — России и Китая, хотя и нынешние государства, и предшествующие им в известной нам истории, были построены там исключительно на принципах индивидуализма, как и по всему миру. В этом и состоит главная ошибка современного человечества. Эффективное управление любой общности людей невозможно без автократии. Автократия (др.-греч. αὐτο-κράτεια «самовластие, самодержавие»; от αυτός «сам» + κράτος «власть») — одна из форм правления, основа которой стоит на неограниченном контроле власти одним лицом или же советом, наподобие однопартийного парламента или президентской республики. Автократия — переходная ступень от демократии к тоталитарному режиму и наоборот. При этом не является в полной мере ни одной из них, совмещая признаки обеих форм правления. Правитель может быть преемником предыдущего автократа, избираться парламентом после его смерти или отставки/импичмента прежнего правителя. Автор этого сайта называет подобную власть «центральной властью», то есть, властью из одного центра. Любое человеческое общество должно управляться центральной властью, иначе оно нежизнеспособно. Посмотрите на живую природу и Вы обязательно увидите там автократию. Но автократия — лишь одна половинка эффективного управления. Другой обязательной половиной эффективного управления является самоуправление на местах. Так, головной мозг человека выполняет роль центральной власти, а каждый отдельный орган человеческого организма — роль самоуправления на местах. Другими словами, каждый орган может эффективно действовать и без управления сверху, но если он получает приказ оттуда, он его просто обязан исполнить. К сожалению, современное человечество использует только центральную власть, и совсем забыло о самоуправлении. Отсюда и неэффективность управления. Центральная власть «по уши» залезла в управление каждым винтиком единого целого, и ее просто не хватает для нормального управления. В живых системах каждый винтик управляется самостоятельно и лишь иногда выполняет приказы сверху, да и то не все, а лишь подсознательные (важные для нормального функционирования всего организма). А сознательные приказы проходят множество фильтров, прежде, чем исполниться (и зачастую вовсе не исполняются).

Именно так и должно быть построено любое государство нашего «светлого будущего». У каждого управляющего элемента единого целого, в том числе, и государства, должна быть общая цель — нормальное функционирование всего целого. А в современных человеческих обществах, построенных на принципах индивидуализма, такой общей цели просто нет (каждый сам за себя) и не может быть, по определению. Коллективизм в обществе как раз и нужен, прежде всего, для того, чтобы такая общая цель в нем хоть как-то, но появилась. Слава Богу, коллективизм является составной частью менталитета русского и китайского народов (в отличие от западных), а стало быть, Россия (как и Китай) готова к таким переменам. А вот западным странам придется перекраивать свой менталитет, а это очень непросто и займет немало времени. Именно поэтому автор здесь и утверждает, что нам (или китайцам) опять придется стать первыми в строительстве нового государства будущего. Из-за того, что китайцы — интроверты, вероятность их первенства в этом деле значительно ниже, чем вероятность первенства русского народа. И кстати, чтобы эффективно работать в центральной власти, человеку надо быть (или стать) «злобным уродом» (иначе не получится), а стало быть, эта власть нуждается в обязательном народном контроле. Другими словами, центральная власть должна оказывать сильное влияние на местное самоуправление, а самоуправление — на центральную власть (за исключением жизненно важных приказов, которые должны исполняться беспрекословно). Люди будущего должны скопировать принципы управления государством у живой природы, а не придумывать какие-то новые. Любое «новое — это хорошо забытое старое». В любом случае, коллективизм — залог «долговременности», если не «вечности», а индивидуализм — лишь «кратковременности». Хотя и это утверждение — относительно, эпоха «Кали-юга», например, длилась не одно тысячелетие, и все это время человечество лишь деградировало, прогрессировал только разум человека. Вот этот разум и научился к сегодняшнему дню «изворачиваться» в любых ситуациях. Однако эта эпоха уже закончилась, а человечество продолжает идти по инерции все той же дорогой. И вряд ли свернет с нее без помощи нашего мироздания. А стало быть, в ближайшем будущем человечество ждет какой-то катаклизм — природный или рукотворный, и к нему надо готовиться. Коллективизм может помочь и в этом случае, а вот индивидуализм здесь точно бессилен. Автор этого сайта — индивидуалист по своей природе, однако это обстоятельство совсем не мешает ему проповедовать именно коллективизм. Как ни крути, а коллективизм все равно лучше индивидуализма (автор — русский человек, и это обстоятельство крепко-накрепко забито в его менталитете).

Сейчас во всем мире меньшинство угнетает большинство. Было время (например, в СССР) когда большинство угнетало меньшинство. А любое угнетение друг друга всегда бесполезно по своей сути («сила действия равна силе противодействия»). Человечеству никогда не избавиться от существовании в нем различного рода меньшинств («все люди разные»), а стало быть, ему необходимо научиться жить без угнетения одних другими. Вопрос — как это сделать? Прежде всего, давайте разберемся с терминами. Что такое угнетение? Согласно сайту «Качества личности от А до Я», «угнетение  как качество личности — склонность подавлять, жестоко притеснять, не давать свободно жить и развиваться; отягощать сознание, душу, создавать тяжелое, подавленное настроение; мучить, удручать». «Угнетают лишь тот народ, который позволяет себя угнетать» (Гердер И.). «Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы» (Энгельс Ф.). «Раболепство опережает угнетение» (Лошак Эммануэль). «Угнетение как качество личности  проявляется через жгучее желание давить, кромсать и ломать другого человека, контролировать его жизнь, не давать продохнуть, лишить его прав и возможностей к свободной жизни и развитию. Угнетатель — приверженец какой-то идеи: строить отношения — значит, всеми доступными средствами  вплоть до жестоких, подавлять, запрещать, обижать, унижать, «не давать просвету», преследовать, мучить человека. Достигается это либо силой власти, либо авторитетом, либо физической силой» (Петр Ковалев). Позвольте, не согласиться с таким определением. Да, можно угнетать, используя силу или власть, но нельзя угнетать, используя свой авторитет. Это называется не угнетением, а переубеждением. Именно это уточнение и позволяет человечеству обойтись без угнетения. «Приверженец какой-то идеи» не является угнетателем, если использует для ее продвижения вперед только свой авторитет. Например, автор никогда не был угнетателем, тем не менее, он «перетащил на свою сторону» за время своей жизни достаточно много окружающих его людей, хотя и далеко не всех, каких он хотел «перетащить». Каждый человек обладает Силой, и Сила эта заключается всего в двух вещах — в знаниях и в авторитете, причем, одно зависит от другого. Если ты — дурак, то у тебя наверняка нет авторитета, а если он у тебя есть, то ты — точно не дурак. У одних людей Силы больше, у других — меньше, и более сильные люди всегда переубеждают более слабых, не угнетая их при этом. Именно это свойство и надо воспитывать в людях будущего. А что происходит сейчас? А все с точностью наоборот. Современное Российское образование (как и во всем остальном мире) воспитывает из людей потребителей, а не творцов. Но нельзя стать даже потребителем в отсутствие творцов — просто нечего будет потреблять. А потому, прежде, чем ломать нынешнюю государственную машину в России, нужно сначала сломать систему образования и вернуться к «воспитанию творцов, а не потребителей» (как это было при социализме). Именно этим здесь и занимается автор, по мере своих сил. Именно к этому он призывает и Вас, уважаемый читатель.

Когда сознание человека поражено вирусом эгоизма, то есть желанием получать удовольствие, наслаждаться самому за счет других, возникает склонность угнетать тех, кто младше и ниже по социальному статусу,  конкурировать с равными и завидовать старшим, или критиковать их. Иными словами, у угнетателя перевернутое сознание. Он делает все наоборот. Мудрость учит: «каждый должен руководствоваться таким правилом: при встрече с тем, кто обладает большими знаниями и опытом, нужно радоваться, при встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями и опытом, нужно отнестись к нему с состраданием, а встретив равного, нужно подружиться с ним. Тот, кто придерживается этих принципов, избавляется от страданий материального мира». Угнетатель завидует тем, кто его в чем-то превосходит — в знаниях, способностях, богатстве и счастье. Общение с человеком, обладающим меньшими знаниями и опытом, обычно сопровождается притеснением и подавлением. Ну, а когда встречаются равные, начинаются тусовки хвастовства и соревнование в крутизне. Иными словами, угнетатель ведет себя неуважительно, не желая прислушиваться к голосу мудрости. Надо особо отметить, что страдает не только угнетаемый, но и угнетатель. У угнетенных разум парализован страхом. Страх — самый верный инструмент, чтобы атрофировать в человеке честь, попрать человеческое достоинство, лишить его прав и свобод. Сломленному человеку не до удовлетворения интеллектуальных и духовных потребностей. Под «катком» угнетения он может впасть в длительную депрессию, апатию и уныние. В душе его навсегда поселяется чувство безысходности и бессилия.  Угнетение, будь оно физическим, психическим или моральным, может привести к болезням, нервным расстройствам. Высшей формой социального угнетения является эксплуатация человека человеком. У угнетателей, как это ни странно, разум тоже поражен страхом — страхом того, что он может превратиться из угнетателя в угнетенного. А если у человека достаточно много Силы, то он просто лишен возможности стать угнетателем или угнетенным. Только наличие такой Силы у большинства людей на Земле позволит человечеству обойтись без угнетения. А стало быть, каждому человеку необходимо воспитывать в себе эту Силу.

Как мы выяснили чуть выше, главной причиной угнетения одних другими опять-таки является эгоизм последних. Единственным же верным способом избавиться от угнетения является воспитание в человеке Силы (приобретение им знаний и авторитета). Сильный человек просто не может быть эгоистом! А раз он не эгоист, значит, коллективист. А стало быть, сильный человек — всегда коллективист в самом широком смысле этого слова. Но это никак не мешает ему быть одновременно и индивидуалистом в более узком смысле этого слова (по вполне определенным вопросам), и продвигать вперед свои собственные идеи, переубеждая при необходимости окружающих его людей. В общем, как ни крути, а любой человек — очень сложная сущность, в которой переплетено очень много всего и разного. И распутать все это может только сам человек, если, конечно, он пожелает этого. В любом случае, можно изменить все и всегда, только начиная с себя, изменить этот мир, начиная с других, никому и никогда не удавалось и не удастся. Нам с Вами самим мирозданием предназначено изменить его, а стало быть, мы просто обязаны, в первую очередь, изменить самих себя. Читая этот сайт, Вы как раз этим и занимаетесь, согласны Вы с мнением автора или нет. А потому, автору совсем нет необходимости описывать наше мироздание от первого лица (как в Коране, смотри главу «Мировые религии»), ему вполне достаточно сделать это и от третьего лица. Чем, собственно, он здесь и занимается. Кто — этот автор, и зачем ему это, не имеет никакого значения. Главное, правильно ответить на другой вопрос — кто такой Вы, и зачем это надо Вам? Никто из нас никогда не знал ни Христа, ни его апостолов, ни пророка Мухаммеда, тем не менее, и христианство, и ислам являются мировыми религиями, в которые верят очень многие люди на нашей планете. Что Вам мешает поверить автору этого сайта? Только одно — Вы воспринимаете его ровней себе (все мы — живые люди и современники), а в своих собственных Силах Вы не совсем уверены. Ну так поверьте в них, и этот вопрос разрешится сам собой. Именно к этому Вас и призывает автор. Не надо верить автору, надо верить в свои собственные силы. Только поверив в них, Вы сможете поверить автору этого сайта, и наоборот.

Скорее всего, Вы удивитесь подобной логике, но в ней нет ничего удивительного. Все мы являемся элементарными частицами Мирового сознания, и потому, люди, как все остальные элементарные частицы — абсолютно непредсказуемы. Непредсказуем автор этого сайта, непредсказуемы Вы, уважаемый читатель, непредсказуемы и все остальные люди, проживающие на нашей Земле. Предсказать поведение каждого из нас в каждый момент времени невозможно, но определить общий тренд развития человечества вполне по силам. И для этого надо лишь научиться осознанно общаться с Мировым сознанием (с пси-полем Земли). Автор научился это делать, и очень хочет, чтобы и Вы тоже смогли это делать, для чего, собственно, он и пишет этот сайт. Подсознательно этим общением занимается каждый человек в каждый момент времени своей жизни, но не осознает этого. Остается лишь освоить чуть-чуть нового — осознать происходящее, и каждый человек, так или иначе, но учится этому. И в настоящее время этот процесс значительно ускорился, и виной тому, прежде всего, наше мироздание, в том числе, и интернет, которым мы с Вами пользуемся. Так что, хотите Вы того или нет, но Вы каждый день изменяетесь, и довольно сильно. А для того чтобы изменяться в нужную сторону, любому человеку необходимо проводить тренировки, как физические, так и парапсихологические. В этом деле следует запомнить следующее. Нельзя сразу ставить перед собой трудновыполнимые цели. Любые тренировки должны быть постепенными и плавными. Если Вы решили отжаться от пола сто раз, у Вас это вряд ли получится. Вы разуверитесь в своих силах, и в следующий раз у Вас получится еще хуже, чем сегодня, а стало быть, Вы разуверитесь еще сильнее. Получается замкнутый круг! Чтобы разомкнуть этот круг, надо ставить перед собой только выполнимые цели, например, сегодня я отожмусь от пола пять раз, а завтра — пять раз и еще чуть-чуть. И каждый раз Вы обязаны увеличивать нагрузки и  обязательно убеждать себя, что сегодня получилось лучше, чем вчера. То же самое можно сказать и о парапсихологических практиках. Например, если Вы решили научиться «левитировать», используя усилия своих виртуальных «энергетических рук», сразу у Вас это наверняка не получится. Цель должна быть достижима, например, такая — сегодня я оторвусь от Земли на долю секунды и долю миллиметра, а завтра — чуть больше. И после каждой тренировки Вы обязаны убедить себя, что на этот раз у Вас все получилось лучше, чем во все предыдущие разы. А перед проведением тренировки обязательно произносите про себя одну и ту же «сакральную фразу», автор, например, использует такую: «Погнали наши — городских по улицам Саратова!» Во время же максимального напряжения сил необходимо использовать короткий приказ, типа «Хоп!». Выбор, как всегда, остается за Вами, уважаемый читатель.

Если Вы, уважаемый читатель, решите пойти этим путем, то уже через неделю — другую Вы наверняка почувствуете, что у Вас получается с каждым разом все лучше и лучше. Главное в этом деле — постоянство и непреклонность в выполнении поставленных целей. Ваша Вера в собственные силы будет постоянно укрепляться, а там, глядишь, Вы и запарите над Землей. Правда, для этого потребуется время, и чем сложнее поставленная цель, тем больше. Так что, начинайте свои тренировки с чего-нибудь попроще. И никогда не забывайте, что в своей личной реальности (без какого-либо наблюдения извне) Вы можете сделать, буквально, ВСЕ! Сейчас Вы наверняка не верите этому заявлению, но после первых успехов Ваше неверие обязательно начнет уменьшаться, а Вера укрепляться. В нашем мире все люди верующие, просто Вера у всех разная, как и сами люди. И наш мир виртуален, хотите Вы того или нет. Это следует хотя бы из того, что мы познаем его через наше сознание, а сознание у всех людей — тоже разное. Да, в нашем мире существует и материя, кто бы спорил, НО доказать, что она всегда неизменна, люди до сих пор так и не смогли. Так что, «не все то золото, что блестит». Многие люди считают, что вакуум — это просто пустота, но это далеко не так. Вакуум полностью заполнен «материальными частицами» под названием нейтрино, причем, даже плотнее, чем это может быть. Думаете, что раз так, этого не может быть никогда? Увы, Вы ошибаетесь, может, еще как может! Мир вокруг нас значительно сложнее, чем его представляет себе современный человек. Да, разум у человека прогрессировал всегда, но только разум, а не весь человек. А сам человек, по мнению автора, регрессировал на всем протяжении эпохи «Кали-юга». В результате протекания этих процессов мы и получили, то, что получили, а именно — «человека современного», или «царя природы», как он сам себя называет. Но такой ли он царь, как сам думает? Увы и ах, но нет! Современный человек привык думать только одним своим разумом, а ведь он обладает еще подсознанием и Верой, коими практически не пользуется. Вот и получается, что современный человек — не «царь природы», а «без царя в голове». Подумайте над этими словами, уважаемый читатель. Чтобы хоть как-то улучшить общую картину мира, каждый современный человек должен воспитывать в себе творца, а не потребителя. Вот и подошел к концу наш разговор под названием: индивидуальность, коллективизм и кое-что еще, «и кое-что такое, о чем не говорят, не учат в школе».