Четвертая Мировая революция
Давайте поговорим о революциях, произошедших в нашем мире во времена новой истории (истории, которую мы более-менее знаем). Разнообразных революций в мире происходило и происходит великое множество, а потому, автор предлагает разделить их на «локальные государственные перевороты», затрагивающие лишь какое-то одно из государств мира, и «мировые революции», результаты проведения которых, затронули весь наш мир в целом. А начнем с определения. «Революция — это коренное, качественное изменение чего-либо, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому, переломный момент в жизни государства, общества, в областях науки, культуры; кардинальный переворот» (источник: http://chtooznachaet.ru/mirovye-revolyucii.html). А «Мировых революций» за последние десять тысяч лет произошло совсем немного. Самой первой такой революцией стала «Неолитическая, или Аграрная революция» (сайт «MAXIM», maximonline.ru). «Без нее мы (ну, то есть, не мы конкретно, а вообще все люди) не стали бы цивилизацией, а может, и вовсе не выжили бы. Около 10 тысяч лет назад человеку надоело мотаться по лесам за дичью и ягодами. Растить скотину и съедобные растения на лужайке у дома показалось проще. Примечательно, что «дачники» эпохи неолита додумались до этого независимо друг от друга, в 7-8 регионах планеты. Благодаря аграрной революции люди стали селиться вместе и занялись строительством. Как говорил философ Гоббс, жизнь человека много-много веков была «одинокой, нищей, опасной, жестокой и короткой». Уровень жизни был крайне низким, экономический рост отсутствовал, а о том, чтобы пойти в пятницу поиграть в боулинг, не могло быть и речи — до самой середины 18 века, когда начался технологический бум. По тем временам бум был довольно громкий, хотя сегодня прозвучал бы как скромный «пух-пух»: шотландский изобретатель-механик Джеймс Уатт всего-то смастерил паровой двигатель. И понеслось: ткацкий станок, каменноугольный кокс, железные дороги — и вот уже аграрное общество стало менять огороды на города. Так случилась «Промышленная революция». Затем случилась «Американская революция». Допустим, Макдональдс все равно был бы наверняка изобретен каким-нибудь шотландцем. А вот страны США тебе бы не видать, если бы в 1755 году 13 британских колоний в Северной Америке не подняли восстание, вылившееся в Войну за независимость. В июле 1776 года была принята Декларация о том же (в смысле, о независимости), а к 1783 году у Штатов появился уже самый настоящий президент. Когда парламент Великобритании отказался продолжать войну с американцами и признал их победу, британский король Георг III в расстроенных чувствах чуть не отрекся от престола, однако, одумавшись, забрал письмо с отречением.
Великая французская революция. Девиз «Свобода, равенство и братство» и гимн «Марсельеза», который наверняка сможешь насвистеть даже ты, — это все дети именно французской революции. Переворот начался с взятия Бастилии (вот и еще одна польза! не за взятие ли Бастилии ты начинаешь пить в шесть утра, когда идеи для тостов заканчиваются?), а закончился казнью Людовика XVI. Европейские монархи, напуганные кровавой развязкой, после революции повысили бдительность. И, увы, именно поэтому, похоже, были свернуты либеральные реформы в России: императрица Екатерина Вторая, ранее очарованная перепиской с Вольтером и другими французскими просветителями, вместо какой-нибудь конституции отправила Радищева в ссылку. Плоды этой реакции не дают тебе спокойно жить и заниматься бизнесом до сих пор. Следующей революцией является Великая Октябрьская революция. Ну да, та самая: большевики победили, Керенский бежал в платье за границу, страна погрузилась в хаос гражданской войны, Советский Союз, Сталин, все дела. В отличие от прочих революций, «Великую Октябрьскую» потом еще долго воспевали и пытались копировать во всем мире — как теперь выясняется, зря. Потому что плановая экономика не работает, а беднота, если ее не научить мыслить самостоятельно, голосует за отморозков и ждет потом от них подачек. Несмотря на то, что это, вроде, всем очевидно, труп главного идеолога событий 1917 года с Красной площади не унесли до сих пор. Фразы «Patria o muerte!», не говоря уже о «No pasaran!» знает даже некоторая продвинутая, как говорится, школота. А все благодаря Кубинской революции 1959 года, когда бородатые мужчины под предводительством Кастро и Че Гевары свергли режим кубинского диктатора Батисты. Кубинская революция слегка подогрела оптимизм советских людей, которые к концу 50-х начали уставать от бедности и коммуналок. Особой популярностью пользовалась песня «Куба — любовь моя», которую отдельные умы, правда, перепевали так: «Куба, возьми свой сахар! Куба, иди ты на хер!» Полвека спустя образ Че Гевары окончательно утратил связь с историей и стал брендом, а Куба остается последним оплотом социализма на планете. Примерно в это время в мире произошла «Научно-техническая революция». В 1940-50-х человечество, и в первую очередь, главы стран Европы, устав от бесконечных войн, наконец, отложили в сторону рогатки и занялись улучшением качества жизни населения. Телевизоры, бытовая техника, лекарства, космические корабли, бороздящие Большой театр — а ведь вместо этого у нас могли быть еще более крутые танки и лазерные мечи! Если бы мы, конечно, не сгинули в ядерном пожарище» (сайт «MAXIM»). Ну и, наконец, В девяностые годы прошлого века опять-таки у нас в России случилась «Буржуазная контрреволюция».
Как видите, уважаемый читатель, «Мировых революция» произошло не так уж и много, и больше всего у нас в России (по крайней мере, Россия, так или иначе, принимала участие практически во всех «Мировых революциях»). Если принимать во внимание только революции в современном понимании этого термина, их в мире произошло всего две — «Великая Французская» и «Великая Октябрьская». Возникает вопрос — почему? Самое простое объяснение этому факту знает каждый русский, революция — это карма русского народа. Непонятно только одно — за что такая карма? А чтобы ответить на этот вопрос, надо постоянно держать в голове, что русские люди — это наиболее консервативная часть человечества (наравне с китайцами), и эта часть всегда обладала и обладает либеральным менталитетом. Народный либеральный менталитет охватил практически все человечество сразу после Великой Французской революции. Однако очень быстро либерализм в мире сменился на неолиберализм (хотя сам этот термин появился лишь сравнительно недавно). И только русские (и, в какой-то степени, китайцы) остались верными либеральному менталитету. А у власти в любой стране мира всегда стояли и стоят «либерасты» (сторонники неолиберализма). Вот и получается, что только у нас в России народ вечно находится в оппозиции к своей власти. Именно это обстоятельство и является причиной всех революций. И Россия не успокоится до тех пор, пока менталитет ее власти не станет «либеральным» в хорошем смысле этого слова, то есть таким же, как и менталитет народа. Во всех же остальных современных странах нашего мира большинство и во власти, и в народе составляют «либерасты». Именно по этой причине и не произошла Мировая революция, которую предрекали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Согласно Википедии, Мировая революция — идея Карла Маркса и Фридриха Энгельса о том, что коммунистическая революция — единый интернациональный процесс завоевания пролетариатом государственной власти и радикального преобразования общественных отношений. Мировой, а не локальный характер коммунистической революции обосновывается теоретически Ф. Энгельсом («Принципы коммунизма»). По его мнению, капиталистические страны так тесно переплетены мировым рынком, мировым разделением труда, что кризис в одной капиталистической стране неизбежно вызывает синхронные кризисы в других, создавая и революционную ситуацию одновременно во всех капиталистических странах, в результате происходит именно мировая революция. В концепции Энгельса мировая революция является мировой войной прогрессивных наций против реакционных, в которой реакционные нации должны погибнуть во имя прогресса. Вот его слова об этом.
«Среди всех больших и малых наций Австрии только три были носительницами прогресса, активно воздействовали на историю и еще теперь сохранили жизнеспособность; это — немцы, поляки и мадьяры. Поэтому они теперь революционны. Всем остальным большим и малым народностям и народам предстоит в ближайшем будущем погибнуть в буре мировой революции. Поэтому они теперь контрреволюционны. При первом же победоносном восстании французского пролетариата, которое всеми силами старается вызвать Луи-Наполеон, австрийские немцы и мадьяры освободятся и кровавой местью отплатят славянским народам. Всеобщая война, которая тогда вспыхнет, рассеет этот славянский Зондербунд и сотрет с лица земли даже имя этих упрямых маленьких наций. В ближайшей мировой войне с лица земли исчезнут не только реакционные классы и династии, но и целые реакционные народы. И это тоже будет прогрессом». Как видите, даже Энгельс по своей природе — закоренелый славянофоб. Чего уж говорить обо всех остальных. Именно эта «фобия» и не дала ему возможности до конца правильно оценить возможность протекания Мировой революции и места, где она вспыхнет. Энгельс был уверен, что этим местом опять станет Франция, но он глубоко ошибся в этом, как и в самой возможности осуществления Мировой революции. «А ларчик просто открывался». И тогда, и сейчас, единственным местом, где может начаться Мировая революция, является Россия, и произойдет это из-за сильнейшей разницы в менталитетах народа и его власти. В странах же современного Запада Мировая революция может вспыхнуть только между осевшим там исламским миром и всем остальным населением. И опять-таки из-за сильнейшей разницы в их менталитетах. Коренное же население Западной Европы имеет тот же неолиберальный менталитет, что и его власти, а стало быть, и противоречий между ними нет.
Идея Мировой революции широко использовалась лидерами большевизма, позволяя русским революционерам с одной стороны рассчитывать на поддержку европейских марксистов, а с другой стороны активно вмешиваться в дела других государств, помогая местным коммунистам готовить антиправительственные выступления. Для этих целей была создана специальная международная организация — Коминтерн. Вскоре после прихода к власти в России большевиков, марксисты всех стран ощутили в себе способность к глобальным политическим изменениям. Многие из них тогда полагали, что мировая революция произойдет в ближайшее время. Так, выступая 26 октября 1917 года на II Всероссийском съезде Советов, Троцкий публично заявил: «Надежду свою мы возлагаем на то, что наша революция развяжет европейскую революцию. Если восставшие народы Европы не раздавят империализм, мы будем раздавлены, — это, несомненно. Либо русская революция поднимет вихрь борьбы на Западе, либо капиталисты всех стран задушат нашу». В. И. Ленин в письме Свердлову и Троцкому от 1 октября 1918 года указывал, что «…Международная революция приблизилась… на такое расстояние, что с ней надо считаться как с событием дней ближайших». 6 марта 1919 года он же в заключительной речи при закрытии I (учредительного) конгресса Коминтерна заявил: «Победа пролетарской революции во всем мире обеспечена. Грядет основание международной Советской республики». Председатель Исполкома Коминтерна Г. Зиновьев уже в октябре 1919 года заявил, что в течение года мировая революция распространится на всю Европу. Таким образом, и русские большевики, являясь последователями Маркса и Энгельса (в том числе, и в славянофобии, ведь большинство из них были евреи), глубоко заблуждались насчет Мировой революции. Только к концу 1920-х годов партия большевиков в целом отказалась от теории Мировой революции. Внешнеполитические интересы вынудили правительство Советского Союза установить дипломатические отношения с капиталистическими державами и отказаться от открытой военной агрессии в их адрес, равно как и открытой поддержки там революционных движений. Сталин выдвинул идею о возможности построения «социализма в отдельно взятой стране». Данная идея была выражением теории Ленина об «откате революций» и вызывалась требованием укрепления советской власти и нуждами социалистического строительства. В условиях «отката революций» в мире, наблюдавшегося к середине 20-х годов, первоочередными задачами виделись полномасштабное социалистическое строительство и реконструкция народного хозяйства на базе социализма. Окрепший экономически и политически СССР должен был выступить надежной базой поддержки будущих революционных движений, что он и показал в дальнейшем.
Однако главной бедой большевиков стали не их заблуждения относительно Мировой революции, а их неолиберальный менталитет. «Либерасты» во власти очень быстро превратились в «бандитов во власти» и построили довольно крепкое «бандитское государство» (никакого иного построения государства они даже в мыслях не имели). В 1936 году из «сталинской» Конституции СССР было убрано упоминание о Мировой Советской Социалистической Республике, в результате чего социалистические республики Восточной Европы, а также Китай, не вошли впоследствии в состав СССР, а в 1937 году репрессиям были подвергнуты сторонники Льва Троцкого, призывавшего коммунистов не останавливаться на достигнутом в России. Тем не менее, в ходе Второй мировой войны в большинстве стран Восточной Европы, занятых советскими войсками, к власти пришли коммунистические партии — образовав социалистический блок в Восточной Европе. После того, как в СССР началась перестройка, политико-экономическое устройство в странах Варшавского Договора постепенно возвратилось к капиталистической модели. Та же участь постигла и Советский Союз. Произошла третья Мировая революция — «Буржуазная контрреволюция в России». И весь современный мир целиком погряз в «бандитском индивидуальном капитализме». Тем не менее, менталитет русского народа остался прежним — либеральным. А стало быть, остались и глобальные противоречия между народом и властью в России. Возникают сразу два вопроса — почему СССР просуществовал аж целых семьдесят лет и даже победил Германский фашизм (считай всю Европу) и почему, в конце концов, он все равно развалился? Главной причиной такого долгого существования СССР, по мнению автора, является социальный (общественный) капитализм в стране, который сгладил противоречия в менталитетах народа и власти. Второй причиной является сильная авторитарная власть в СССР. Как только эта власть ослабла, так тут же рассыпалось и все государство (ведь противоречия в менталитетах народа и власти не только сохранились, но еще и усугубились — «бандиты во власти» становились все сильнее, а народ слабее). Первые годы после революции само существование революционной социалистической России имело огромное идеологическое, пропагандистское и иное влияние. Социалистическую революцию в России по праву причисляют к Великим революциям. Однако «бандитское построение власти» со временем начисто перевесило на весах истории ее социальную сущность, и случилось, то, что должно было случиться. Таким образом, если мы хотим построить «светлое будущее» в России и мире, нам необходимо вернуться к социальному капитализму, во-первых, и избавиться от «бандитского построения власти», во-вторых. Это и будет четвертая и последняя Мировая революция. Либо мы ее совершим, либо наш мир погибнет!
Индивидуальный капитализм в нашем мире уже исчерпал все ресурсы для своего роста и развития! И не заметить этого могут, либо очень неумные люди, либо очень умные («либерасты»). Однако даже последние (если только они не остановятся в своем развитии на достигнутом) со временем должны вернуться к либеральному менталитету и заметить это грустное для всего современного человечества обстоятельство. Современный капитализм есть общее явление капиталистической эпохи европейских и американских народов в XIX веке и далее. Зомбарт следующим образом характеризует его хозяйственную систему: «…во-первых, руководящим хозяйственным субъектом становится владелец капитала, и все виды хозяйственной деятельности сосредотачиваются на одной цели — достижении прибыли; во-вторых, тем что капиталистам-предпринимателям противопоставляется огромное число зависимых наемных рабочих и служащих, низведенных на скромную роль простых исполнителей; в-третьих, между предпринимателями возникает ожесточенная конкуренция; в-четвертых, в крупных, основанных на кооперации и специализации предприятиях применяется новая техника: научно обоснованный способ производства, сводящийся к использованию всех сил и веществ». Наибольшего расцвета современный капитализм достиг к середине XIX века, чему способствовали высочайший экономический рационализм, рыночная механика и современная техника. В современную эпоху капиталистический дух представляет собой слияние отважного предпринимательского и мещанского духов: героя, торговца и мещанина с приоритетом мещанского торговца. Зомбарт акцентирует, что упадок религиозной веры и нравственности, сопровождающий данный процесс, ведет к разрыву тех «пут», которые налагались на капиталистический дух в ранне-капиталистическую эпоху. Это делает его совершенно свободным от соображений морального порядка («свобода локтей») в выборе средств — идея совершенно ни с чем не считающейся наживы. Технический прогресс, по Зомбарту, обеспечивает усиление производства — выпуск все большего количества товаров по самым дешевым ценам. Это дает колоссальные объемы сбыта и оборота. Современная капиталистическая деятельность становится «безмерной» и «безграничной». Забота о наживе (сверхприбыль) и большем процветании дела вытесняет у современного экономического человека из центра круга интересов «живого человека с его счастьем и горем». Человек перестал быть «мерой всех вещей». Конкуренция («свобода локтей») есть свободное проявление хозяйствующими субъектами в борьбе за покупателя собственной силы в решении хозяйственного успеха. Ко всякой «связанности» прежнего времени относятся с отвращением». На поле конкуренции всякое человеческое существо, которое вследствие своей энергии или своих способностей могло причинить неприятности, безжалостно отбрасывается в сторону при полном освобождении от соображений морального порядка. Общий вектор эволюции капиталистического духа направлен у Зомбарта от души (душевности), связанной с личностной устремленностью к духу (духовности) — обезличенной цивилизации. Они выступают как противники: дух более примитивен, чем душа. Главным орудием одухотворения современного капитализма выступает абсолютная рационализация хозяйствования, которая, в конечном счете, оборачивается его стагнацией в поздний период — «тенденцией ожирения», то есть потерей «фаустовского порыва» («бури и натиска»).
Другими словами, современное человечество утратило все свои остатки пассионарности (по Гумилеву). А что это значит? Только одно — выбранная человечеством дорога завела его в «тупик» — к пропасти, а дороги назад нет. Либо человечество напролом «ломанется» куда-то в сторону, либо ему остается одно — упасть в пропасть. Не знаю, как Вы, уважаемый читатель, а автор — оптимист по жизни, и всегда отдает предпочтение «неизведанным путям». Ко всему прочему, они всегда — самые интересные. А надежно прожить в «эпоху перемен» могут только «интересные люди» — пассионарии. Жизнь одного «неинтересного человека» ничего не значит для жизни в целом. А вот жизнь одного единственного пассионария — очень многое, ведь именно они («интересные люди») и ведут человечество к будущему. «А он, мятежный, жаждет бури». Мироздание наверняка даст шанс человечеству на жизнь, именно поэтому грядущий катаклизм произойдет где-то на территории Западных стран. Если мы в России воспользуемся этим шансом, человечество, хоть и понесет значительные потери, но продолжит движение вперед. Ну а если нет, то погибнет подавляющее большинство человечества, и его остаткам придется начинать все с самого начала. И будущее человечество начнет писать свой новый Ветхий завет — кто кого родил, и кто кого убил. В любом случае, четвертая Мировая революция неизбежна! Если русские люди примут в ней участие, счет Мировым революциям становится 3 — 1 в нашу пользу (и в пользу человечества), если нет, то счет становится ничейным (2 — 2). И в этом случае, человечество проиграет, несмотря на ничейный счет. Вот и думайте, стоит прислушаться к авторским мыслям, или нет, а главное, никогда не забывайте, что «кусать свои локти» — очень неудобное занятие для человека. Уж лучше сделать что-то не так, чем ничего не делать, а после «кусать свои локти». Прошлого точно никогда не вернешь, а вот желанное будущее можно приблизить. Хотим мы того или нет, но у нашего мироздания — свои законы, и нам необходимо им подчиняться, в любом случае, оно все равно заставит нас это сделать. А бездействие — самый главный человеческий порок, которому подвержено подавляющее большинство современных неинтересных людей. Бездействие и скудомыслие! Любой человек (даже без рук и ног) может стать пассионарием, для этого у него есть главное — его сознание. Единственным препятствием к этому является «лень человеческая», когда человеку даже думать — лень. Читая этот текст (или любой другой текст), Вы заставляете себя думать, а это уже — очень даже немало. Хотя и маловато для осуществления четвертой Мировой революции. «В прошлом Христос создал свою идеологию, прошло уже много времени, но никто ее не развил в более совершенную. Любовь бывает несколько степеней: Любовь к ближнему, к маме, к брату, соседу, к семье, к другу, к коллеге, к однополчанину, но самая высокая любовь — это любовь к Родине. Великие люди изливали свою любовь к Родине в прошлом, но все прошло — на смену патриотам пришли мерзавцы которые прикрываются любовью к Родине, но это продлится не долго — эта мода пройдет.
Самая теплая любовь — какая может быть у человека — это любовь к маме, если люди любили друг друга такой любовью, то Мир был бы другим, он был бы наполнен положительными чувствами и положительными эмоциями. От любви до ненависти — один шаг, но если вы требуете оплаты своей любви, попробуйте дарить свою любовь просто так — не прося оплаты, поначалу будет трудно — когда вы отдадите свою любовь и вам придется жить в энергетическом дефиците. Постепенно вы изменитесь и станете чувствовать — кому можно дарить любовь просто так. В первую очередь, можно и нужно дарить свою любовь – тому, кто так же как и вы, изливает свою любовь к ближнему, еще можно дарить свою любовь тому, кто в шаге от подобного намерения. Мама умрет и ваша любовь к ней останется только в вашей памяти, но если задать импульс любви в общество, то возможно, что он просуществует вечно — до конца времен. Лично я всегда отношусь с приятием к тем, у кого душа не расторгнута, к тем, кто имеет ум и при этом остается добрым, кто мыслит и говорит конструктивно и по сути. У меня всегда возникает приятное удивление, что правильные и нужные устои Мира летят в бездну, а тут где-то очаг стабильности. Юмор — это когда ты критикуешь сам себя со смехом, не теряя самообладания и контроля над своими чувствами. Сатирик же всегда глумится над чужими проблемами, кощунствует над чужим горем. Хотелось, чтоб юмористов становилось больше, а сатирики получили, то, что заслуживают. Настанет время, и люди осознают, что у них нет выбора — как начать жить достойно («Мой совет — кому выгодно дарить свою любовь», сайт «Ящик Пандоры»). Если у Вас есть любовь к обществу, в котором живете, то, рано или поздно, Вы все равно станете пассионарием — человеком, который больше дает, чем берет обратно (это — уже авторское, а не Гумилевское определение). Согласно Википедии, пассионарии (в пассионарной теории этногенеза) — люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения. «Пассионарность, писал Гумилев, — это непреоборимое внутреннее стремление (чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни соплеменников и современников». «Это мотор, который все двигает». Конечно, писал Гумилев, пассионарность является отклонением от видовой нормы, это, вероятно, мутация, но мутация маленькая, не приводящая к патологии. Хотя нормальные люди (которые считают, что если уж рисковать жизнью, то за большие деньги) часто называют пассионариев фанатиками и сумасшедшими. Пассионариев в составе этноса всегда меньшинство, но они составляют тот стержень, на котором держится вся этническая система в целом.
«Гумилев вспоминал, что когда он впервые выступил с описанием этого феномена, то его сразу же обругали в журнале «Вопросы истории» и обвинили в отходе от материализма. А потом вызвали на редколлегию и спросили: «Что это за качество, которое вы называете «пассионарность», и которое мешает людям устраивать свою жизнь наилучшим образом? Я им стал объяснять — долго, научно. Вижу — ни бум-бум не понимает эта редколлегия. Мне говорят: «Ну, ладно, хватит, хватит», — мол, не умеете объяснять. «Нет, сейчас, минутку! Поймите, не все люди шкурники! Есть люди, которые искренне и бескорыстно ценят свой идеал и ради него готовы пожертвовать жизнью. И если бы этого не было, то вся история пошла бы по-иному!» Они говорят: «А, это оптимизм. Это хорошо»… Пассионарность проявляется в различных чертах характера. Это может быть и гордость, и тщеславие, и алчность, и жажда власти, и ревность. «Пассионарность отдельного человека может сочетаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психики данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только бездействие и равнодушие», — писал Гумилев. То есть, пассионарием может быть и великий полководец, и жертвенный ученый, и разбойник, и революционер-нигилист. Гитлер тоже был пассионарием, со своей иллюзорной идеей. Гумилев дает этому явлению следующее объяснение: «…всякая энергия имеет два полюса и пассионарная энергия (биохимическая) — не исключение. На этногенезе биполярность сказывается тем, что поведенческая доминанта может быть направлена в сторону усложнения систем, то есть созидания, или упрощения их». Например, идеология нацизма ставила своей целью истребление и порабощение большинства народов, как неполноценных, а это означало упрощение сложной многообразной планетарной системы состоящей из разных государств, этносов, культур, религий. Гитлер был типичным пассионарием с отрицательным знаком. К такого рода пассионариям можно отнести и многих лидеров революционного марксизма, и современных финансовых глобалистов, поскольку в их идеологиях прямо говорится о слиянии всех наций и культур на планете Земля в одну глобальную этнокультурную кашу. Чтобы проиллюстрировать феномен пассионарности Гумилев приводит в пример двух пассионариев с высокой степенью пассионарности — Александра Македонского и Наполеона Бонапарта. Достигнув вершин власти, они имели все: деньги, славу, почитание. Почему они не сидели у себя дома и не наслаждались жизнью? Зачем им нужно было бросать свои армии в ненужные, бессмысленные походы (Индийский — Александра, Русский и Испанский — Наполеона). Для большинства современников, писал Гумилев, стимул их деятельности оставался загадкой. Когда после завоевания почти всей Азии Александр вторгся в Индию, его солдаты и полководцы не выдержали: «Царь, куда ты нас ведешь? Зачем нам эти индусы? Мы даже добычу, которую здесь берем, не можем отправить домой в Грецию. Нас здесь всех перебьют, веди нас назад… Царь, мы тебя любим, но хватит!» Назад вернулись немногие, а сам Александр умер в дороге. Когда Наполеон проиграл, и русские войска в 1814 году входили в Париж, французские буржуа кричали: «Мы не хотим войны! Мы хотим торговать!» Что же заставляло этих людей, Наполеона и Александра, действовать так неразумно? Только одно — неуемная жажда действия».
А действия пассионариев — это далеко не только их чисто физические действия, но, и в первую очередь, их мысли. И судя по русским публикациям в интернете и всех прочих СМИ, сегодня в России пассионариев с каждым днем становится все больше и больше, что очень поддерживает автора в его работе. «Лидеры-пассионарии, — говорил Гумилев, — лишь видимая верхушка пассионарных людей этноса». Простой солдат тоже может быть пассионарным. Например, Василий Теркин у Твардовского — типичный пассионарий. Так же как и бронебойщик Лопахин у Шолохова. Люди такого типа не столько «ведущие», сколько «толкающие» всех остальных. Они как бы «заводят» окружающих своей избыточной энергией. В целом пассионарии характеризуются явным преобладанием социальных (лидерство) и идеальных (религия, идеология, культура) потребностей над биологическими, хотя и биологические потребности могут быть ярко выражены («Что такое пассионарность и кто такой пассионарий», сайт «Я — русский»). Пассионарность обладает одним важным свойством — она заразительна. Это значит, что люди нормальные, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя как пассионарии. Это издавна использовалось в военном деле. Пассионариев или собирали вместе и формировали из них ударные части, или распределяли в массе солдат, чтобы поднять их воинский дух. Практика показывает, что два-три пассионария могут поднять боеспособность целой роты (100 — 120 чел.). Именно этим делом здесь и занимается автор — поднимает Ваш «воинский дух». Ну а как это получается у него, судить Вам, уважаемый читатель. С чем связана такая индукция пассионарности? Видимо, все с тем же «единым пси-полем Земли» (биополем) вокруг пассионария, которое Гумилев называл пассионарным полем. Когда сегодня говорят о харизме — имеют в виду именно это явление. Гумилев приводит такой пример. В 1880 году Ф. М. Достоевский произнес свою знаменитую речь о Пушкине. Успех был, по воспоминаниям очевидцев, грандиозным, несколько человек упали в обморок. Однако в чтении эта речь особого впечатления не производит. Видимо решающим был эффект личного воздействия Достоевского на собравшихся людей. Но откуда берутся пассионарии? Гумилев выдвинул гипотезу о том, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые, в свою очередь, происходят под воздействием каких-то космических излучений — «пассионарных толчков». Они довольно редки (2 — 3 за тысячелетие) и располагаются по поверхности Земли узкими полосами шириной около 300 километров: «Словно кто-то стегает по планете плетью». Причем, эти полосы никогда не переходят на обратную сторону земного шара. Если линия пассионарного толчка затрагивает два или более этноса, находящихся в статическом состоянии (или, значительно реже, динамичных), которые проживают на стыке разных природных ландшафтов, то рождается новый этнос. «Каждый пассионарный толчок, говорил Гумилев, — перемешивает население; в результате, как из перемешанной колоды карт, создается новая комбинация».
Вот такая интересная «комбинация» сегодня и складывается в России. И проходит эта полоса «пассионарного толчка» через всю Россию по диагонали — от Калининграда до Владивостока. Жалко, Москва туда не попала, а вот Прибалтику она зацепила. Так что, и от населения Прибалтики можно ожидать самых различных неожиданностей. Четвертая Мировая революция все равно произойдет, хотите Вы того или нет, уважаемый читатель. И начнется она в России, и обязательно до 2037 года. Все это целиком и полностью соответствует качанию маятника «пятидесятилетних качелей смены поколений» в России в «эпоху перемен». Третья Мировая революция случилась в России чуть позже 1987 года (ей предшествовал период относительной стабильности), а четвертая должна случиться раньше 2037 года (и после нее воцарится период относительной стабильности). Так что, да здравствует четвертая Мировая революция! Автор был участником третьей Мировой революции, даст Бог, поучаствует и в четвертой. И Вам, уважаемый читатель, он желает того же, тем паче, что Вы намного моложе автора. Но ничего страшного, даже если Вы и старше автора. Вспомним историю России. Толчком ко второй Мировой революции (Великой Октябрьской) послужила первая мировая война. Толчком к третьей Мировой революции послужила катастрофа на ЧАЭС, толчком к четвертой станет какой-то катаклизм на Западе (так же как и первой Мировой революции — в конце 1780-х гг., когда во Франции разразился затяжной политический, экономический и социальный кризис из-за нескольких неурожайных лет, приведших к народным восстаниям 1788-1789 гг.). К слову сказать, там же на Западе эта революция в основном и развернется. Именно так все и будет, автор уверен в этом! Наконец-то, мы с Вами осознали это, а стало быть, и наша история стала «сознательной». До скорой встречи, уважаемый читатель. Как говорится, «поживем — увидим».